Что должен знать и уметь дошкольник
Содержание:
- Игры и игрушки пятилетнего ребенка
- Развитие ребенка в 5 лет
- Все материалыПолезно знать на этом периоде
- ÐÑобенноÑÑи ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей 5 леÑ: кÑаÑÐºÐ°Ñ ÑаÑакÑеÑиÑÑика
- Физическое развитие ребенка в 4 года
- Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
- Физическое развитие четырехлетнего ребенка
- ÐедÑÑÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ñебенка в возÑаÑÑе 5-6 леÑ
- Режим и питание ребенка в 5 лет
- Эмоциональное и социальное развитие ребенка
- Поведение: понимаем малыша
- 10 принципов развития ребенка 5–6 лет
- 1. Начинайте готовить ребенка к обучению
- 2. Формируйте навык концентрации внимания
- 3. Расширяйте кругозор ребенка
- 4. Тренируйте память
- 5. Следите за развитием речи
- 6. Начинайте учить чтению
- 7. Играйте в сюжетно-ролевые игры
- 8. Развивайте таланты ребенка
- 9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности
- 10. Подавайте детям хороший пример
- Бытовые навыки ребенка в 5 лет
Игры и игрушки пятилетнего ребенка
С этого возраста дети все чаще стараются проводить время со своими сверстниками. В компании таких же мальчишек и девчонок будет интересно любому, ведь они вместе могут играть в такие игры, как:
- дочки-матери;
- войнушка;
- школа.
Они зачастую делают в играх собственные правила, вводят денежную валюту – это могут быть фантики или какие-либо бумажки, их также можно распечатать на принтере или приобрести в книжном магазине. Дети так втягиваются в процесс, что игра порой может продолжаться часами.
В 5 лет детей уже можно отдавать в спортивные секции и школы, благодаря чему можно быть всегда в отличной физической форме. При их выборе стоит учесть желание ребенка и его способности. К этому возрасту подходят, такие секции, как:
- фигурное катание, подходит для мальчиков и девочек;
- гимнастика для девочек;
- легкая атлетика для всех;
- плавание в бассейне для мальчиков и девочек;
- хоккей для мальчиков;
- футбол, в который сегодня берут всех подряд,
- единоборства, больше подходит для мальчишек.
Кроме спортивных секций, есть еще музыкальные и танцевальные секции и кружки. Детей можно записать в музыкальную школу на специальность фортепиано или отвести в танцы, если он любит двигаться. Если малыш талантлив в художественной деятельности, то самое время отвести его в художественную школу или школу искусств. Не нужно уговаривать или принуждать к посещению занятий, на которые ходить у него нет желания. Это может привести к скандалу и нервному состоянию ребенка, что нежелательно скажется на психофизическом развитии.
Одним из любимых занятий с самого раннего возраста остаются лепка из пластилина и рисование, собирание пазлов, чтение сказок с любимыми героями, складывание из кубиков. Детей также привлекает прослушивание детских песенок, часто они сами их напевают. Некоторые ребятишки увлекаются коллекционированием, например, фантиков от конфет или разных жетончиков. Многие ребята очень продвинуты и уже в пять лет с компьютером на «ты», особенно это касается мальчиков, они любят поиграть в компьютерные игры на тему войны и разных стрелялок. Родителям стоит следить за тем, сколько времени дети проводят за монитором, ограничивать время за ним до 30 минут в день. Частое время провождение за компьютером, серьезно отразиться на его нервах.
Домашнее воспитание ребенка
В пять лет ребенка нужно учить правилам, как дома, так и в людных местах. Объяснить это нужно, в детстве, так чтобы он понял, чтобы со временем родителям было не стыдно за поступки своих чад.
Часто дети грубят родителям, пытаются устанавливать в доме свои правила. Не нужно из-за этого кричать и ругаться. Нужно просто поговорить с малышом и объяснить, что так делать не хорошо, что он огорчил маму. Такими действиями можно вызвать чувство стыда, только тогда он сможет раскаяться. Не стоит заставлять его насильно брать вину на себя, он должен подойти к этому самостоятельно. Родителям нужно на собственном примере показать, какими должны быть взаимоотношения между родными в семье. Если папа кричит на маму, а она в нервном состоянии бьет посуду. Требовать от детей хорошего поведения в этом случае бесполезно. В этом возрасте у ребенка развивается нервная система, поэтому такое поведения родителей может губительно сказаться на его психике.
Кроме этого ребенка обязательно нужно научить хорошим манерам, это сформирует его развитие личности. Следует рассказать, как нужно обращаться к старшим. При встрече со знакомыми, говорить «Здравствуйте», а при встречах с друзьями, сверстниками «привет», прощаясь говорить «пока». Стоит также научить говорить – «спасибо», «пожалуйста», чтобы он мог вежливо попросить о помощи и наоборот поблагодарить за нее. Во время воспитания можно пользоваться методами психологического воздействия — поощрения и наказания.
Развитие ребенка в 5 лет
Малыш в 5 лет – довольно самостоятельная молодая особа. Что должен уметь ребенок в 5 лет, можно узнать из среднестатистических показателей развитиядеток в этот период.
Все физические навыки крохи ориентированы на три основные задачи:
- скорость;
- координация;
- равновесие.
Если с ребенком регулярно занимались, к 5 годам малыш без труда:
- катается на двухколесном велосипеде;
- может ездить на самокате и даже роликах;
- умеет плавать, хорошо задерживает дыхание и ныряет;
- может выполнять действия в движении (вести мяч, перепрыгивать или оббегать лужи);
- может прыгать в высоту и длину, скакать на одной ноге;
- залезает по подвесной лестнице без помощи взрослого;
- прыгает на скакалке;
- ритмично двигается под музыку.
Помимо двигательных функций, совершенствуются бытовые навыки.
Ребенок без труда и напоминаний:
- чистит зубы по утрам и перед сном;
- моет руки перед едой;
- заправляет постель;
- наводит порядок на рабочем месте.
- вытереть пыль;
- пропылесосить свою комнату;
- протереть полы;
- вымыть посуду.
- собирает игрушки;
А если за все действия и помощь маме по дому хвалить старательного малыша, он будет помогать вам с огромным удовольствием!
Общение и эмоции
У детей в 5 лет уже есть собственное личное пространство. Более того, уже сформировался круг общения, состоящий из родителей, близких родственников и друзей по садику и двору. Малыш даже делит всех людей по своим категориям:
- родители;
- бабушки-дедушки;
- лучшие друзья;
- просто друзья;
- те, кто не нравятся малышу;
- посторонние люди.
Малыш уже в полной мере способен выражать свои эмоции словами, объяснять причины своего счастья и плохого настроения. Кроха даже знакома (в своем понимании, конечно) с такими проявлениями чувств, как любовь и ненависть.
В 5 лет кроха может:
- самостоятельно знакомиться с детками;
- делиться и одалживать игрушки;
- приводить другому ребенку доводы, почему эта игрушка нужна ему именно сейчас;
- спорить с ровесниками и родителями по любому вопросу;
- пытаться отстоять свою точку зрения;
- сопереживать, если кому-то плохо, радоваться вместе с другим человеком;
- понимать мамино настроение по одной интонации голоса.
Именно эмоциональному развитию и общению стоит уделять наибольшее внимание в развитии малыша. Это – отправной пункт его последующей социализации в новых коллективах – в школе, в университете, на работе
Развитие мышления и речи
В 5 лет детки довольно смышленые. Хорошо развито понятие закономерностей, активно развивается логическое и критическое мышление. Многие дети в этот период с огромным удовольствием рисуют. Если показать ребенку в 5 лет, как правильно рисовать тот или иной предмет, он с удовольствием повторит и научится рисовать новый объект уже без вашей помощи.
К 5 годам ребенок должен уметь хотя бы половину из того, что потребуется ему в школе:
концентрировать внимание на одном занятии более 15 минут;
правильно держать ручку и карандаш, уметь орудовать кисточкой;
различать многие цвета и даже оттенки, называть их;
знать счет до 10 на пальцах, уметь показывать все цифры на картинках;
узнавать буквы на кубиках или в книжке-азбуке;
составлять паззл;
описывать увиденное на картинке;
знать многих животных и птиц, отличать домашнюю фауну от дикой;
знать хотя бы 5 разных деревьев, называть их по форме листочка.
В 5 лет детки хорошо говорят, используя при разговоре все части речи. Пользуются понятиями времени, числа, падежами. Единственные несовершенства разговора – возможные выпадения сонорных звуков. Но в 5 лет это еще не критично.
Это далеко не весь перечень «умелок» 5-летнего малыша. Главное – чтобы ребенок развивался, каждый день пополнял багаж знаний и совершенствовал свои навыки. Если кроха не научилась чему-то до 5 лет, у нее еще целый год перед школой, не стоит слишком переживать по этому поводу.
Все материалыПолезно знать на этом периоде
Учим деток гигиене!
В последнее время часто читаю посты, о том, что мамы 2-3 летних деток не могут их приучить к утренней и вечерней гигиене. Детки…
Корь, как распознать, лечить, интересные факты
Моя зайка в сентябре собирается в садик. Наслышана, что дети там болеют всеми детскими болезнями. ОРВИ, ОРЗ, насморк — это поня…
Время комаров. Как защитить ребенка?
Самыми безвредными средствами от кровососущих насекомых считаются народные средства
Это важно, если дело касается наших детей.…. 6 простых способов уложить ребенка спать
6 простых способов уложить ребенка спать
Мне кажется, самые сложные проблемы с ребенком у родителей — как его накормить и уложить спать, но у нас они являются лидирующи…
Ингаляторы: разновидности и принцип действия
В настоящее время родители малышей все чаще слышат от педиатров рекомендации о покупке ингаляторов, чтобы в случае болезни можн…
Детский сад и грудное вскармливание — возможно совместить? Личный опыт
Вашему ребенку исполнилось 2-3 года, и вы решили отдать его в детский сад, сохранив грудное вскармливание. И вы молодец, потому…
Формирование НЕзависимости у ребенка и завершение кормления грудью
Я не особо люблю фразу «отлучение от груди», а особенно тот процесс, который под этой фразой подразумевают многие мамы — перевя…
4,7
ÐÑобенноÑÑи ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей 5 леÑ: кÑаÑÐºÐ°Ñ ÑаÑакÑеÑиÑÑика
РвозÑаÑÑе 4-5 Ð»ÐµÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ ÑÑÑеÑÑвенно менÑеÑÑÑ. ÐÑо замеÑно во вÑем его поведении. РазвиваÑÑÑÑ ÑмоÑионалÑнÑе, пÑиÑиÑеÑкие и ÑизиологиÑеÑкие гÑани его лиÑноÑÑи. РодиÑели замеÑаÑÑ, ÑÑо кÑоÑа ÑÑановиÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ лÑбознаÑелÑнÑм и ÑÑидÑивÑм. Ðго инÑеÑеÑÑÐµÑ Ð°Ð±ÑолÑÑно вÑе на ÑвеÑе, пÑиÑем один и ÑÐ¾Ñ Ð¶Ðµ вопÑÐ¾Ñ Ñебенок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении долгого вÑемени. ÐÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо он ÑÑÐ²Ð°Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÑÑемиÑÑÑ ÐºÐ°Ðº можно глÑбже пÑоникнÑÑÑ Ð² ÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑа.
ÐеÑи наÑинаÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ñебе дÑÑзей. Ðни полÑÑаÑÑ Ð¿ÐµÑвÑе навÑки Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑоÑиÑме и ÑÑаÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвоваÑÑ Ñо Ñвоими ÑвеÑÑÑниками. ÐбÑение Ñо взÑоÑлÑми лÑдÑми Ñоже пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ ÑаÑакÑеÑ. РазвиÑие Ñебенка в 5,5 Ð»ÐµÑ ÑаÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¿ÑиобÑеÑением Ñмений клаÑÑиÑиÑиÑоваÑÑ ÑмоÑии и попÑÑками оÑознанно копиÑоваÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ окÑÑжаÑÑиÑ. ÐалÑÑ Ð¾ÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñакие понÑÑиÑ, как ÑоÑÑвÑÑвие, гнев, ÑÑÑд и обида. Ðн наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ, когда ÑодиÑели ÑеÑдÑÑÑÑ Ð½Ð° него, и ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ ÑÑого. ÐалÑÑÑ ÑÑановиÑÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ бÑÑÑ «ÑоÑоÑим» и ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑавилÑнÑе поÑÑÑпки.
Физическое развитие ребенка в 4 года
До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:
- Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
- Быстро бегают, не меняя направления;
- Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
- Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
- Катаются на велосипеде и самокате;
- Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.
Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.
Advertisement
Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.
Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:
- Нанизывает на леску бисер,
- Застёгивает пуговицы,
- Завязывает шнурки,
- Умеет рисовать кистью и карандашом,
- Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
- Лепит из пластилина фигурки,
- С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
- Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
- Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.
В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.
Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
Мышление
Это благодатный возраст для родителей желающих чему-то научить своего малыша, ведь именно сейчас развитие малыша позволяет ему легче вбирать новые знания. И тут главное — не переусердствовать и опираться на желание и интерес маленького человека.
К этому возрасту он должен уметь определять последовательность событий и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц. Малыши уже способны находить сходства и отличия предметов, исключать лишнее.
В этом возрасте начинает развиваться логическое мышление, правда, логика малыша еще сильно отличается от логики взрослого человека, не стоит доказывать свою правоту, просто выясните всю его логическую цепочку.
Сейчас стоит начать учить его читать.
Что знает пятилетний малыш:
- Цифры 1 – 10 и их изображения.
- Геометрические фигуры, умеет рисовать и делить их на равные части.
- Почти все буквы, называет слова на эти буквы, умеет написать хотя бы часть из знакомых букв самостоятельно, есть такие дети, которые умеют читать по слогам, но их мало.
- Знает и умеет показывать цвета и их оттенки.
- Дни недели, месяцы, умеет называть пальчики (необязательно по порядку).
- Свои фамилию и адрес, хорошо бы ещё и номер телефона кого-то из родителей.
Что он должен уметь ребенок в 5 лет:
- Решать самые простые задачи на вычитание и сложение в пределах двух единиц.
- Некоторые умеют читать по слогам, но это никак не норма.
- Умеет решать логические задачки.
- Самостоятельно собирает пазлы из 10-15 кусочков.
- Умеет систематизировать предметы по общему признаку.
- Находит 6 отличий.
- Пересказывает сюжет картин.
- Запоминает иностранные слова, не путает их со словами родного языка.
- Умеет различать овощи, фрукты и ягоды.
Память и внимание
Именно в пять лет лучше всего начать готовить ребёнка к школе, главное – опираться на его интересы, иначе вы навсегда отобьете у него желание учиться. В это время его запоминание становится сознательным, а значит он сам выбирает, какие знания ему нужны, а какие неинтересны. Ребенок запоминает одновременно 8 предметов (называет что пропало или появилось), легко запоминает короткие стихи, считалки, может пересказать сказку, запоминает порядок событий, умеет находить до 10 отличий.
Концентрация внимания на одном занятии уже 10-15 минут.
Развитие речи
Словарный запас у ребенка в 5 лет уже достаточно большой для того, чтобы он мог, не путаясь в словах, объясниться практически на любую интересующую его тему. Он строит большие фразы по 6-8 слов, принадлежащих к разным частям речи. Малыш уже четко произносит все звуки (кроме «р»). читает стихи с выражением, редко путает слова, обозначающие время (вчера, сегодня и т.д.).
Речь становится наглядно-образной — он уже непросто повторяет за кем-то, а воспроизводит на словах собственные мысли.
Восприятие окружающего мира
Зрение обостряется, а значит ребенок может разглядеть мелкие детали и предметы. Появляется способность к планированию.
Ребенок, должный в силу возраста активно познавать мир, знает названия некоторых растений, и многих животных и птиц, а также природных явлений.
Больше читайте, и лучше познавательную литературу.
Физическое развитие четырехлетнего ребенка
Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.
Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.
Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.
Дети самостоятельно чистят зубы
В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками
Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности
ÐедÑÑÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ñебенка в возÑаÑÑе 5-6 леÑ
РазвиÑие Ñебенка 5 Ð»ÐµÑ ÑеÑно ÑвÑзано Ñ Ð¸Ð³Ñой. Ðо в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ð¸Ð³Ñ Ð² ÑÑеÑлеÑнем возÑаÑÑе пÑÑилеÑний малÑÑ ÐºÐ°ÑдиналÑно менÑÐµÑ Ð¾ÑноÑение к ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи. РодиÑели могÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ ÑнаÑала не замеÑиÑÑ, ÑÑо именно поменÑлоÑÑ Ð² игÑовом пÑоÑеÑÑе, но Ñо вÑеменем ÑÑи Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑанÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ñем оÑевиднÑ.
Ребенок наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÑеноÑиÑÑ Ð² игÑÑ Ð²Ñе, ÑÑо он Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÐºÑÑг ÑебÑ. ЦенÑÑом его деÑÑелÑноÑÑи ÑÑановÑÑÑÑ Ð¾ÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑми лÑдÑми, малÑÑ ÐºÐ¾Ð¿Ð¸ÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑодиÑелей и ÑазÑгÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑелÑе ÑÑÐµÐ½Ñ Ð¸Ð· Ñемейной жизни. Ð 5-6 Ð»ÐµÑ Ñебенок наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ñ ÑдоволÑÑÑвием впÑÑкаÑÑ Ð² игÑовой пÑоÑеÑÑ ÑодиÑелей. Ðни пÑоÑÑо необÑÐ¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ ÐµÐ¼Ñ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð²Ð¿ÐµÑвÑе малÑÑ Ð¿ÑобÑÐµÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð¿Ð¾ ÑолÑм. Ðн ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñвои пÑавила и ÑаÑпÑеделÑÐµÑ Ñоли Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²Ñеми ÑÑаÑÑниками пÑоÑеÑÑа, пÑиÑем Ð¸Ñ ÑоблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ ÑÑебÑÐµÑ Ð½ÐµÑкоÑниÑелÑно. ÐÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñй моменÑ, игÑа по ÑолÑм ÑÑÐ¸Ñ Ñебенка взаимодейÑÑвоваÑÑ Ð² коллекÑиве, ÑÑÑанавливаÑÑ Ð¿Ñавила и подÑинÑÑÑÑÑ Ð¸Ð¼. ÐаннÑе ÑÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð² далÑнейÑем, когда ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑидеÑÑÑ Ð¿ÑоÑодиÑÑ ÑÑÐ°Ð¿Ñ Ð°Ð´Ð°Ð¿ÑаÑии в новом ÑколÑном коллекÑиве.
Режим и питание ребенка в 5 лет
Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:
- Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
- Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
- Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
- Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.
Вот что лучше всего покупать ребенку:
- Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
- Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
- Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
- Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.
Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера
Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.
Эмоциональное и социальное развитие ребенка
Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.
Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.
Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.
Поведение: понимаем малыша
Годовалые дети активно стремятся к самостоятельности: они сами решают, куда им отправиться и какую игрушку взять. При этом, малыши стараются проявить независимость, поступая наперекор пожеланиям и просьбам взрослых. Слово «нет» в этот период может вызвать у малыша негативную реакцию, вплоть до истерики. Придется маме с папой запастись терпением и позволить малышу «самоутвердиться» и расширить личные границы.
Новые «неприятные» особенности в поведении малышей в этом возрасте часто связывают с «кризисом первого года». Научившись ходить и говорить (хоть и на своем, особенном, языке) ребенок пытается осознать свое место в мире и уже не чувствует такой неразрывной связи с родителями, как раньше. Быть самостоятельным не так-то легко: малыш хочет достать игрушку с полки, но не может до нее дотянуться; он хочет сказать, что ему не нравятся эти штанишки, но не может подобрать слова; он хочет добежать до горки без помощи мамы, но не слушаются его и он падает. Стоит ли удивляться тому, что столкнувшийся с таким несоответствием своих желаний и возможностей ребенок начинает капризничать, может неожиданно закричать или повести себя агрессивно.
Проявляя «характер», дети в этом возрасте все же остаются «малышами». Им по-прежнему необходимо чувствовать опеку и защиту родителей, чтобы ощущать себя в безопасности. Прикосновения и объятия помогут повзрослевшему малышу почувствовать родительскую любовь и заботу.
Для того, чтобы добиться желаемого от взрослых, в арсенале ребенка постепенно накапливается множество способов, от улыбки и объятий, до хныканья, крика и плача
Малыш постоянно экспериментирует, пытаясь понять, как лучше привлечь к себе внимание, и какие способы поведения вызывают позитивную реакцию у мамы и папы. Например, ребенок быстро понимает, что в общении с родителями плач «делу не поможет», а бабушка или дедушка скорее выполнят просьбу, если громко заплакать
Ближе к полутора годам дети с удовольствием копируют сложное поведение взрослых, в том числе выполнение обычной домашней работы. Хотя гудение пылесоса может вызывать у малыша тревогу (громкие звуки в этом возрасте начинают ассоциироваться с опасностью), он скоро забудет о своем страхе, помогая маме водить щеткой по ковру. А мытье посуды и вовсе станет его заветной мечтой, ведь большинство детей обожают возиться с водой.
10 принципов развития ребенка 5–6 лет
Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.
1. Начинайте готовить ребенка к обучению
С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.
2. Формируйте навык концентрации внимания
Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения
3. Расширяйте кругозор ребенка
Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.
4. Тренируйте память
Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.
5. Следите за развитием речи
Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками
Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.
6. Начинайте учить чтению
Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.
7. Играйте в сюжетно-ролевые игры
В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.
8. Развивайте таланты ребенка
Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.
9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности
С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.
10. Подавайте детям хороший пример
Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.
Насколько самостоятелен будущий школьник?ПРОЙТИ ТЕСТ!
Екатерина Кушнир
Бытовые навыки ребенка в 5 лет
Каким полезным в быту навыкам стоит научить ребенка пяти лет? В наше время высоких технологий дети пяти лет вполне могут справиться с компьютером, зато не могут сами заправить кровать, а иногда даже одеться. А все потому, что мы, родители зачастую забываем, что таким простым, на первый взгляд, вещам нужно учить.
Чем раньше вы начнете привлекать малыша к работе по дому, тем самостоятельнее он вырастет, и тут важно поймать его настроение, его интерес к такому рода занятиям. Обязательно научите ребенка убирать квартиру
Пусть все что нужно для уборки будет в его полном распоряжении. «Пролил что-то на пол – вытри за собой» – заведите такое правило. И неважно, что после такой «уборки» вам все придется переделать, и «Москва не сразу строилась», ваш малыш постепенно всему научится, главное, помочь. Не начинайте исправлять все за ним, подскажите что и где не так, а пока он играет — исправьте, в следующий раз будет лучше. Ребенок уже вполне способен убирать игрушки, вытирать пыль, пылесосить и убирать со стола.
Что должен уметь ребенок в 5 лет? Он должен самостоятельно умываться, одеваться и кушать. А еще дети этого возраста могут помогать маме во всем, главное – никогда не отказывайтесь от помощи, иначе ребенок привыкнет к тому, что мама со всем способна справиться сама.
Пусть малыш поможет вам в стирке. Самое простое – пусть достает белье из машинки, посложнее – объясните режимы стирки, как сортировать белье по цвету, как включать машинку, пусть пока и под вашим присмотром.
А ваш малыш выращивает растение? Нет. А зря. Купите ему набор юного садовода, это необязательно будут цветы, это может быть и что-то съедобное. Пусть он сам посадит, будет поливать и увидит, как появляется росток ЕГО собственного растения.