Как растить мальчиков: известный психолог о воспитании сыновей

Личностное и эмоциональное развитие мальчиков

Для этого периода показательны как положительные (проявление самостоятельности, охват новых сфер деятельности), так и отрицательные (повышенная агрессивность и конфликтность, дисгармоничность характера) моменты.

Задачи развития, которые возникают перед ребенком в десять лет и продолжаются до окончания подросткового возраста:

  • формирование полоролевой идентичности;
  • развитие навыков межличностного общения, эффективной коммуникации;
  • изменение отношений в семье на основе эмоциональной независимости при сохранении материальной и моральной поддержки;
  • развитие абстрактного мышления;
  • формирование адекватной самооценки и развитие самосознания;
  • становление ценностных ориентаций и мировосприятия.

Борьба за стремление быть как все и в то же время выделяться приводит к эмоциональной нестабильности. Мнение других ребят для сына становится важнее мнения родителей. Мальчики самоутверждаются за счет дружбы со старшими по возрасту ребятами, сленга, грубости или паясничества, силы или услужливости более сильному. Этот период у всех проходит по-разному. Из многообразия требований и норм общества, образцов поведения подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности — системой личностных смыслов.

Какой период самый сложный?

Самым непростым для родителей и самого ребенка оказывается трехлетний возраст малыша. Как воспитывать мальчика 3 лет? Третий год жизни характерен установкой личности. Малыш, как и прежде, очень эмоционален: он, как оголенный провод, очень чувствителен к похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к маме и папе, тем не менее он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. Когда ему будет четыре года, буря эмоций стихнет, а сейчас следует набраться терпения.

Происходит активная социализация, он ощущает потребность в активном общении со сверстниками. Малыш любит играть в игры, которые имеют сюжетную линию и развитие, примерять на себя разные роли. Решением всех проблем может оказаться детский сад. Но это имеет и свои недостатки. Многие психологи сходятся во мнении, что в 3 года еще рано вести ребенка в садик, ведь это может нарушить связь с матерью, которая в этот период особенно близкая и важная.

Активно изучая мир, мальчик начинает приобретать намерения, которые могут расходиться с мамиными планами. Но мама при этом остается самым большим авторитетом, все действия ребенка направлены на то, чтобы получить ее одобрение, похвалу. Если этого не происходит, назревает конфликт.

Чтобы поддерживать отношения с ребенком, необходимо:

  • подавать хороший пример поведения;
  • с уважением относиться к личности и чувствам ребенка;
  • дать возможность самовыражения, предоставить пространство для творчества;
  • предоставлять право выбора: съесть яблоко или банан, выпить сок или компот;
  • поощрять его занятия, проявлять интерес к его успехам.

Придерживаясь этих принципов, можно заметно снизить уровень стресса в этот кризисный период 3-летнего мальчика. И вскоре можно перейти к следующему этапу — воспитывать мальчика 4 лет.

В это время особенно важно времяпровождение всей семьей. Занятия спортом, творчеством, досуг, совместные прогулки на свежем воздухе, игры и т

д. Это дает ребенку платформу для развития и ощущения принадлежности семье, любви, где все заботы общие.

В период от 2,5 до 3 лет огромными скачками растет воображение и фантазия. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, упражнения в импровизации. Можно копировать повадки животных, любимых героев, сказочных персонажей. По мере развития фантазии, творческого представления популярными у ребенка будут такие способы творчества:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • оригами;
  • конструирование.

Все эти занятия развивают не только мышление и воображение, но и мелкую моторику пальцев, координацию движений.

Рожденный быть мужчиной

Беспроигрышный вариант показать вашу радость по поводу воспитания истинного мужчины – назвать малыша настоящим мужским именем. Именно поэтому лучше не брать двойственных имен, которые носят и женщины. А вот принятая атрибутика для мальчиков в виде голубой одежки и синих колясок, не очень важны при формировании мужественного характера. Это скорее сигнал родителей, что у них подрастает мужчина.

Крепкий и надежный защитник – и язык особо не повернется сказать такое о крохе, который еще даже говорить не научился, но хватает родителей за волосы маленькими хваткими пальчиками.

Однако можно взглянуть на это другими глазами, сжатые ладошки – это настоящий кулачок, требование постоянно сосать – задатки здорового аппетита, а громкие крики – команды юного командира.

Когда требуется помощь психолога

Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:

  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.

Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.

Как воспитывать мальчика 2 лет

Воспитательное воздействие на мальчишек, в любом случае, опирается на возрастные особенности малыша. Поэтому начинать беседу о том, как правильно воспитывать мальчика 2 лет, необходимо с понимания того, что собой представляет двухлетняя кроха.

До полутора лет разница в воспитании малышей разных полов отсутствует. Именно в двухлетнем возрасте кроха начинает понимать, что мальчики отличаются девчонок. В два года мальчуган уже начинает осознавать, что он относится к мужскому полу и обозначается себя соответственным образом.

Важное значение в воспитательном воздействии на двухлетнего мальчика принадлежит позитивному общению с ним. Не следует злиться или бить кроху в двухлетнем возрасте, иначе мальчики будут считать, что их не любят, что может вызвать появление первого симптома базового недоверия к миру

К двухлетнему возрастному периоду у мальчишек не только улучшается ходьба, но и формируется умение бегать и подпрыгивать, они учатся бросать мяч, у них совершенствуется ощущение равновесия. Поэтому не следует запрещать мальчику развиваться физически. Не страшно, если в попытках бегать и подпрыгивать, он набьет себе несколько шишек и приобретет пару синяков.

На данном этапе у мальчуганов вырабатывается отношение к домашнему труду – у них появляется стремление помогать маме, желание подметать или пылесосить и т.п. Такие стремления малышей следует поощрять, в противном случае можно отбить охоту и в будущем чадо просто «вылезет на голову».

В двухлетнем возрастном периоде появляется впервые необходимость выработать отдельные запреты и определенные нормы поведения. Вопреки расхожему мнению большинства психологов, кроха начинает понимать слово «нельзя» приблизительно в трехлетнем возрасте, поэтому определенные ограничения и систему наказаний не физического воздействия необходимо вводить уже в двухлетнем возрасте.

Как воспитывать мальчика 2 лет? Не рекомендуется окутывать мальчика чрезмерной опекой и не следует давить на него собственными сверх ожиданиями. Например, если двухлетний мальчик не разговаривает – это не является причиной не спать ночами. Нужно учитывать, что мальчишки начинают разговаривать позже девчонок. Главным на данном этапе является сформированность моторной активности и познавательных интересов. И даже, если кроха не рисует также хорошо, как соседское чадо, то не следует расстраиваться. Ведь каждый малыш развивается индивидуально. А собственными ожиданиями и следующим за ними недовольством или расстройством, родители демонстрируют малышу свою нелюбовь.

Главной деятельностью мальчишек двухлетнего возраста является игра, которая представляет собой действия с предметами манипулятивного характера. Именно посредством такой игры кроха познает окружающую среду, предметы в ней и людей. Непосредственно в игровой деятельности проще обучить мальчишек дисциплине, режиму, порядку, определенным правилам, гигиеническим навыкам и элементарным трудовым умениям, как обращаться с предметами, сравнивать их.

Родителям важно усвоить, что мальчиков нельзя наказывать с жестокостью или равнодушием. Этим родители только демонстрируют перед крохой свою слабость, что может в последующем обернуться слабостью характера мальчика

Силу духа в мальчишках нужно воспитывать при помощи других методов.

Также следует детей воспитывать в соответствии с их половой принадлежностью. Другими словами в отношении крохи мужского пола не рекомендуется использовать такие слова, как «зайчик» или «лапочка». К сыну лучше обращаться следующим образом: «сынок» или «мой любимый защитник».

Какие особенности у детей этого возрастного периода?

В это время начинает формироваться личность ребенка, его самостоятельность. Он учится говорить, делает первые шаги и попытки к познанию мира, исследует все, что его окружает. Ребенок перенимает модель поведения родителей, копирует их. Если взрослый занимается каким-либо делом, можно попросить ребенка повторять за ним. Таким образом можно будет задавать ребенку правильную схему поведения. Практически все дела по дому можно делать вместе, вовлекая ребенка в процесс. Благодаря этому в 7 лет, когда настанет время пойти в первый класс, у малыша не возникнет проблем с самостоятельностью. В этот момент мальчик понимает предназначение предметов и смысл манипуляций, совершаемых родителями. Он пытается сравнивать свои действия с действиями родителей, приобретает зачатки логического мышления. У него формируется эмоциональный фон и основы его будущей личности. Постепенно пополняется словарный запас, развивается речь.

Забудьте такие слова

Хочу сказать еще: пожалуйста, забудьте такие слова – «депрессия, комплексы»… Слово  «гиперактивность» сейчас все используют, забывая, что это тяжелейшее психиатрическое состояние, которое в Америке, а теперь и в России стали лечить психотропными препаратами. А ведь с той же гиперактивновстью надо разбираться.

Может, это такой тип ребенка, который активно бодрствует, у которого высокая познавательная потребность. Он не может сидеть на месте, на вашем месте, на том месте, на которое вы хотите его определить. У этих детей более трудное подчинение, но это же не предмет для психотропных препаратов. Поэтому уберите неведомые вам диагнозы, не лепите их своим деткам. Этого делать нельзя.

Возвращаемся к сегодняшней консультации. Мама мальчика сказала, что у нее депрессия, потом уточнила — стресс. Т.е. от психиатрического диагноза спустилась к психопатии. Нет, у мамы состояние оставленности.

Я всегда говорю, что от детей идет очень мощная информация, всегда можно понять, что происходит в семье.  Я понимаю, что причина состояния мамы в ее одиночестве. Некогда маме заняться сыном, она вся сосредоточена на себе. Плохо это или хорошо, я не берусь судить. Мама ушла в себя, в свои переживания, а ребенок ушел дважды в свои переживания. Проблемы рано или поздно кончатся, будет еще она женой, возраст молодой, все в ее жизни будет! Но будет только в том случае, если на сына она будет смотреть с радостью.

Нельзя смотреть с унынием, иначе отбивается любовь к себе, яркость вашего истинного проявления. Какая бы коллизия в жизни ни была, необходимо помнить – не должен страдать тот, кто с нами вместе находится. Это закон, закон духовный, и его еще никто отменить не смог. Выполняем мы его плохо, но вот изменить, отказаться от него никому из нас не удастся. Выполним плохо – плохой результат и получим. Выполним с терпением – и получим хороший результат, особенно на мальчишках.

Любовь родителей-основа в воспитании сына

В период приблизительно до 5-6 лет у любого малыша, независимо от пола, сохраняется очень большая связь между ним и матерью. Таким образом, большинство мальчиков в этом возрасте могут являться «маменькиными сынками».

Некоторые считают, что жестокость, физические наказания за малейший проступок должны обязательно присутствовать в воспитании сына. Однако, это может только навредить неокрепшей психики малыша. Так родители рискуют вырастить озлобленного и жестокого человека

Для такого маленького человечка самое важное-это любовь и забота родителей. Только она способна помочь мальчику повысить самооценку, приобрести уверенность в себе и развить такое качество, как сочувствие

Мальчик всегда должен быть уверен, что его мама и папа всегда поддержат и помогут в любой ситуации. Если родители считают, что малыш совершил какой-то некрасивый поступок, нужно обязательно выяснить причину и поговорить. Объясните сыну, что именно он совершил, почему так делать нельзя и какие последствия могут быть.

Помимо критики, сына необходимо поощрять, хвалить за его старания, помощь, успехи.

Как пережить трудный период

Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.


Узнав, в чём причины детского кризиса, вам будет легче ему помочь пережить этот период

Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
Избегать криков и наказаний.
Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
Игнорировать истерики — в любое время, в любой ситуации.

Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу — и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

Практические рекомендации по воспитанию мальчиков

Наладить комфортное, здоровое каждодневное общение с сыном помогут советы психолога – простые принципы, работающие для мальчишек всех возрастов:

  • Доверяйте – позволяйте решать, действовать, ошибаться. Дайте годовасу самому залезть на горку, трехлетке помыть полы, пятилетке – завязать шнурки, с большой вероятностью школьником он сам будет делать уроки, готовить себе завтрак и будить маму на работу.
  • Выражайте радость от его побед: получилось сделать задуманное, смог преодолеть свой страх, помог младшему, совершил достойный поступок.
  • Принимайте ошибки как неотъемлемую часть роста и обучения, демонстрируйте философское отношение к неудачам – они нужны, для того чтобы извлекать уроки, учите проводить «работу над ошибками».
  • Привлекайте к домашнему труду. Дом – это общая территория, которую все хотят видеть чистой, аккуратной, опрятной, поэтому у каждого члена семьи, включая детей, есть обязанности. Учите любить свой дом, чистоту, дисциплину, замечать, когда нужно что-то сделать. 
  • Любите, целуйте, обнимайте, говорите приятные слова. Любому человеку для эмоционального комфорта необходимо минимум 12 психологических «объятий» в день – любых проявлений любви.
  • Исключите крики, обзывания, унизительные оценочные высказывания, физические наказания. Жестокое обращение с ребенком учит его так же вести себя в своей будущей семье.
  • Признавайте свои ошибки, просите прощения, если были несправедливы или слишком строги, проявили нетерпение, сорвались. Объясняйте свои чувства, мотивы.
  • Не давайте готовых решений – позвольте пацану самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
  • Выясняйте отношения наедине – ругая ребенка прилюдно, вы разрушаете его доверие к вам и уверенность в себе.
  • Позволяйте проявлять эмоции. Мальчики – плачут, это нормально, когда больно, страшно, обидно. Люди испытывают злость, сердятся, испытывают другие негативные эмоции. Запрет на их выражение обернется проблемами с выстраиванием отношений, нужно учить экологично, безопасно проявлять свои чувства.
  • Запишите мальчугана в спортивную секцию. Учитывайте его пожелания и интересы, будьте готовы к тому, что придется долго искать, экспериментировать. Занимайтесь подвижными играми дома, ходите пешком, делайте зарядку. Такая активность может стать одним из семейных ритуалов.
  • Прививайте чувство ответственности. Устанавливайте правила, учите самоконтролю, показывайте, какие последствия могут иметь те или иные поступки. Например, мальчику можно брать папин инструмент при условии, что он его положит на место. Если сын не вернул вещь – в следующий раз ему откажут в просьбе воспользоваться ей снова.
  • Покажите ценность семьи. Придумайте вместе семейную миссию, ритуалы, правила. Продумывайте семейные праздники, поездки. Поддерживайте дома атмосферу взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу. Демонстрируйте важную роль папы в воспитании детей, рутинной жизни семьи. 
  • Внимательно слушайте сына, будьте в курсе событий его жизни, но старайтесь не проявлять навязчивого, чрезмерного любопытства, ограничивайте контроль.

Примите тот факт, что ребенок – отдельная от вас личность. Он может быть совсем другим, не похожим на вас, иметь интересы, которые вам не по вкусу. Вас не всегда будут устраивать его выбор, его друзья, его способ времяпровождения. Вместо того, чтобы «ломать» мальчишку, займитесь собой – уделите больше времени супругу, своим хобби, отдыху.

Этим нехитрым правилам воспитания мальчика должны следовать все члены семьи – тогда воздействие будет действительно эффективным. Разногласия приводят к тому, что ребенок теряет ориентиры, границы, начинает бунтовать, «расшатывать» семейство. Обсудите линию поведения с мужем, бабушками и дедушками, согласуйте спорные моменты и придерживайте избранной воспитательной модели. Возможно, некоторые рекомендации сначала будет сложно выполнять. Перед вами стоит великая цель – вырастить счастливого, успешного человека и выстроить с этим человеком добрые, дружеские отношения. На пути к этой цели будут «откаты» и неудачи, но придерживаясь верной стратегии, вы достигнете желаемого результата.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Воспитание психологической и физической стойкости

Если родители желают воспитать мальчика настоящим мужчиной, то заниматься воспитанием необходимо с самого раннего возраста.

Не следует чрезмерно опекать сына и оберегать его. Ничего страшного, если он упал или ударился. Любой ребёнок должен получить такую боль для формирования реакции и учиться терпеть эти болезненные ощущения.

Не нужно сильно переживать, если ваш сын подрался. Поговорите с ним, узнайте причину. Оцените трезво эту ситуацию. Если вы считаете, что драку затеял ваш сын, поговорите с ним, попробуйте найти правильные слова, чтобы мягко указать на его вину. Очень хорошо отдавать мальчиков в секции единоборств. Он научится правилам самозащиты. Обычно тренеры таких секций знают, как воспитать из мальчика мужчину, и могут даже являться авторитетом или примером для ребёнка. Физическая подготовка и умение постоять за себя пригодятся в любом возрасте и придадут еще большей уверенности в себе. Также на физическое развитие очень положительно влияет плавание. Запишите ребёнка в бассейн, а летом обязательно плавайте в открытых водоемах.

Прививайте малышу любовь к спорту. Делайте вместе утреннюю зарядку, ходите на пробежки. Всегда поощряйте сына за различные спортивные игры с друзьями: волейбол, футбол, катание на велосипеде, роликах. А зимой вместе ходите кататься на коньках и лыжах. Позвольте малышу в детстве приобретать различные навыки и способности. Это положительно скажется в будущем на его самооценке и уверенности.

Формируйте у малыша терпимость к боли с раннего возраста. Если он упал, помогите подняться и скажите: «ничего страшного не произошло». Постарайтесь не жалеть карапуза, но если он плачет, ничего страшного в этом нет. Не следует его ругать за это.

Эмоциональное воспитание

Никогда не говорите своему сыну: «Мальчики не плачут» или «Ты ведешь себя как девочка». Такие фразы губительны и могут быть дополнением к укреплению гендерных стереотипов.
Если мальчикам запрещают проявлять свои эмоции, то негативная энергия не уменьшается или уходит; а наоборот может привести к аномальному поведению и нарушить баланс в отношение к себе и к жизни в целом.
При проведении исследования мужского поведения выявлено, что мужчины, которые придерживаются более традиционных стереотипов в поведении, в том числе скрывают свои эмоции, с большей вероятностью впадают в депрессию, имеют мысли о самоубийстве и ведут себя рискованно

Поэтому важно выслушать сына и позволить ему выразить свои эмоции.
Старайтесь выстраивать дружеские отношения сыном, что бы он мог поделиться своими затруднениями или просто мог быть услышанным. При таком подходе в воспитании, мальчик способен избавиться от лишней напряженности, внутренних конфликтов и стрессов.
Более тесно связанные отношения мальчика со своими родителями, дает ему способность противостоять негативному воздействию сверстников и уличному давлению

Психологические рекомендации для семьи

Многие родители задумываются, как воспитывать мальчика 10 лет, когда он фактически подошел к началу подросткового кризиса. Что делать в данный период развития, как помочь ребенку, ведь воспитание мальчика — непростой процесс даже для полной семьи, не говоря уже о матерях-одиночках.

Родителям ничего не остается, как смириться с тем фактом, что ребенок взрослеет, отдаляется от семьи. Контроль необходим, но гораздо более мягкий и настойчивый. Сын должен понимать, что есть определенные границы, выходить за которые в своих поступках нельзя. В то же время у него должна быть определенная свобода в выборе дополнительных занятий, друзей, как проводить досуг и т.п.

Важно общение с обоими родителями. Мать даст по-прежнему такие необходимые эмоционально тепло и заботу, а отец — мужские модели поведения, разовьет смелость и решительность

В этом возрасте ребенок стремится контактировать с любым мужчиной, оказавшимся поблизости, всеми доступными ему средствами. Если же отца или отчима поблизости нет, матери необходимо позаботиться о положительном мужском влиянии на сына. Это может быть дедушка, неравнодушный сосед, тренер в спортивной секции и т.п. В противном случае мальчик имеет высокие шансы вырасти мягким и нерешительным.

Советы психолога родителям сыновей подросткового возраста:

  • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами, найдите причину такого поведения, помните, что к вашему сыну нужен индивидуальный подход.
  • Проявляйте интерес к увлечениям ребенка, поддерживайте его в любых начинаниях, старайтесь быть сыну другом.
  • В ситуациях конфликта начинайте не с критики в адрес ребенка, а попробуйте понять мотив его поступка и вместе найти выход.
  • Определите сильные стороны, качества ребенка и развивайте их, давая посильные задания. Огромное значение имеет для мальчика испытать счастье, радость от успеха.
  • Помогайте сыну быть хорошим, умным, добрым, смелым. Замечайте его мужские поступки и верьте в него, подростку необходимо чувствовать себя значимым, особенным, нужным. Это будет способствовать становлению его самооценки.
  • Помогайте подростку в формировании у него жизненных целей, научите его с уверенностью отстаивать свою точку зрения в различных ситуациях.
  • Поступайте с ребенком так, как вы хотите, чтобы он поступал с вами и другими людьми.

Если родители уважают в сыне личность, он вырастет гармонично развитым человеком с чувством собственного достоинства, успешным, смелым и решительным — каким и должен быть настоящий мужчина.

«Я есть у тебя!»

А малышу говорите, как бы между прочим: «Знаешь, сынулькин, если с тобой что-то произойдет, я все за тебя отдам!» Простыми материнскими, сердечными словами, без пафоса и назидания. Когда наши дети к нам прижимаются, глаза в глаза скажите тихонько: «Больше всех люблю тебя на свете»

И сколько бы нашим мальчикам ни было лет, как для них важно знать, что они любимы! Как всем в любом возрасте важно знать из уст своих родителей, что они любимы!

Если родители не будут подтверждать словами свою любовь, дети почувствуем пустоту и оставленность. Поэтому сегодня и сейчас говорите слова – на ухо ли они будут сказаны, будут ли они сказаны спящему ребенку, будут ли они сказаны, когда он ревет… И только мать скажет: «Люблю тебя без меры и страдаю с тобой так же, как ты».

Если вы правильно задали в свое время тональность (хотя я не люблю такие мирские слова, они слишком плоские для понятий материнства и духовности), то вы увидите, как ребенок переживает, что вы страдаете за него.  Он скажет: «Мама, ну что ты, не плачь, у меня все хорошо!» Значит, вы правильно воспитали, значит, вы сделали все правильно, теперь для него важнее, чтобы мама не страдала, чтобы мама не мучилась, чтобы мама не переживала.

И мама отвечает: «Все в порядке, сынулькин, мы рядом! Сейчас помолимся, сейчас тяжелую артиллерию выставим, свечу зажжем!» Как важно это и как нужно детям!

Говорите о своей любви, сострадайте, прижимайте к себе ребенка, говорите не о том, что вы для него сделали, а только одно – «я есть у тебя!» Подчас незаметно, привычно, но это то, что позволит человеку в самой трудной ситуации держаться.

На одну консультацию пришла мама, плачет: «Мои дети дерутся, бьются, меня не замечают». Когда вы разводите детей по разным углам, не начинайте с того, кто прав и виноват. Начтите с этого: «Кто из вас увидит, дети, что я переживаю, что я испытываю, тот, действительно, мой сын!» Нужно проговаривать все наши переживания за детей, но не с позиции сотрясения. Все, что сказано в злобе, гневе, отчаянии, раздражении, это все совершенно другим оттенком обрастает. Это обрастает оттенком бесконечных разборок. Научить видеть своих детей, как я страдаю от этого – должно и нужно. Это то, что мы подчас недоделываем.

Когда задаю вопрос – а для чего дети-то пришли? Все отвечают: для счастья, для радости, для продолжения рода… Ребенок пришел служить! Служить – это обязанность и долг, это и есть высшее предназначение человека, т.к. служить – это любить, т.к. любовь проявляется только в служении. Служить своим родителям в почитании и заботе о них, в упокоении их старости; служить своей будущей семье; воспитание в своих детях духовно-нравственных устоев, обеспечивая и направляя их образование для служения Отечеству; служить Отечеству по талантам, им данным от Бога и родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector