Методики развития речи дошкольников
Содержание:
- Этапы становления речи ребенка
- Техника речевого развития дошкольников
- Способы обучения детей грамотной речи воспитателем
- Федоренко Л. П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
- Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?
- Основные цели и задачи методики
- Этапы развития речи у детей от рождения до школы
- Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома
- Правильная среда
- Причины задержки и нарушения речи
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Этапы становления речи ребенка
Бородич выделяет три этапа становления речи
Научно-методическая работа кандидата педагогических наук Алисы Бородич направлена на совершенствование речи дошкольников на ранних стадиях их развития. Формирование правильного звукового произношения как составляющей грамотной, связной речи – цель автора.
Специалист выделяет следующие возрастные этапы формирования навыка говорения:
Подготовительный
От 3-х месяцев. В этот период малыш осваивает и «гукание», и лепет как реакцию на звуковые сигналы от родителей.
Если ответ от грудничка отсутствует, родителям стоит проконсультироваться со специалистом.
Владение слогами и словами
1 – 1, 7 лет. К этому времени ребенок складывает воедино слоги и знает уже около 10 элементарных слов с идентичными слогами.
Усвоение новых слов происходит в три этапа:
- Понимание значения слова;
- Повтор слова и появляющийся при этом ассоциативный ряд;
- Употребление слова в вопросе, повествовании, утверждении, просьбе – в обиходе.
Произношение двусоставных предложений
С 1 года и 7 месяцев. Если до этого слово являлось целым предложением, то теперь ребенок может связывать его с другими словами, добавлять описание или действие, побуждение и т.д. В 2 года лексикон малыша значительно расширится в связи с увеличением потребностей и общим речевым развитием. Теперь слова – его главный инструмент выживания.
В дошкольном возрасте речь применяется для того, чтобы адаптироваться к той или иной ситуации, транслировать ее или решить какую-то задачу.
Более связными предложения становятся чуть позже, когда необходимость познания мира потребует все больше речевых ресурсов.
Техника речевого развития дошкольников
Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.
Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.
На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.
Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.
В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.
Такими факторами могут быть:
Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия;
Ребенок, у которого рассеянное внимание;
· Дети с психологическими особенностями
Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.
Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.
Способы обучения детей грамотной речи воспитателем
Большую роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют воспитатели. В связи с этим к культуре речи педагогов предъявляются особые требования. Общение между воспитателями и детьми происходит как на бытовом уровне, так и в плане учебной программы. Потенциал речевой среды дошкольников зависит напрямую от качества речи педагога.
Цели и задачи формирования речи дошкольников
Целью речевого развития в дошкольном возрасте является формирование правильной и грамотной речи с учетом возрастных особенностей. В теории педагогики существуют три аспекта задач развития речи:
- структурный — основан на формировании фонетического, грамматического и лексического языкового уровня;
- коммуникативный — развитие навыков владения языком, коммуникативных функций, умения связывать предложения в целостный рассказ, познание форм общения;
- познавательный или когнитивный — этот аспект формирует способности к осознанию явлений речи и языка.
Важно! Основная работа по развитию речи должна вестись в направлении формирования навыков устного речевого общения. Уровень речевого воспитания тесно связан с развитием мышления, формированием основ нравственности и эстетики
Логопедические занятия в саду
Создание условий формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
Родители и воспитатели должны осознавать ответственность за воспитание чистоты речи у детей с ранних дней жизни. Все возрастные отклонения в произношении уходят у детей к возрасту пяти лет. Но процесс не может проходить самостоятельно. Связная и грамотная речь формируется на примере взрослых.
Педагоги и родители обязаны создать такие условия, в которых ребенок будет слышать только грамотную речь. Очень важна и окружающая среда. Нельзя с малышом сюсюкаться в семье. Такой способ общения приведет к тому, что будет развиваться неправильное звукопроизношение.
Важно! Часто родители делают большую ошибку. С целью обучения ребенка они заставляют его заучивать сложные и длинные стихи
Это приводит к перегрузке. Такое средство может только усугубить проблемы с произношением. Любое занятие должно соответствовать возрасту ребенка, и быть ему интересным.
Воспитатели детского сада должны контролировать процесс формирования у детей грамотного произношения с раннего возраста. По проекту обучения, как на занятиях, так и на прогулках, должны проводиться наблюдения
В общей системе работы важное место занимают игры, чтение сказок, стихов, проведение бесед
Создание естественной среды в саду
Принципы выявления нарушений и их коррекции
В процессе наблюдения за детьми, анализа их произношений, педагоги используют диагностический способ для выявления нарушений.
В состав основных принципов коррекции речевых нарушений входят следующие:
системность — при проведении диагностики необходимо воздействовать на все компоненты речи, включая структуру;
принцип развития — важно определить основное нарушение и направлять на него всю работу;
комплексность — работа по логопедической направленности должна вестись в комплексе с медицинским и психологическим воздействием;
принцип взаимосвязи речи и психологии — логопед должен проводить корректировку и тех отклонений в развитии, которые мешают правильному функционированию речевой деятельности.
В работе по коррекции звукового произношения используются практические и словесные методы.
Анализ произношения детей
Федоренко Л. П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
Для проведения занятий в дошкольных учреждениях часто берется за основу методика автора Федоренко Л. П. В своей книге она изложила теоретические сведения для речевого воспитания ребенка с двух месяцев до семи лет. На основе изучения делаются выводы и даются практические рекомендации воспитателям и родителям.
На основании инновационной методики Федоровой Л. П. считается, что речь ребенка и его психика тесно взаимосвязаны. Они будут развиваться намного быстрее, если воспитатели создадут необходимые благоприятные условия.
Педагог говорит о том, что для развития речи характерны четыре практических метода:
- Имитация.
- Разговор.
- Пересказ.
- Рассказывание.
Большая роль в процессе обучения отводится игровой деятельности, постановке сценок. Таким образом дети лучше осваивают информацию и закрепляют ее. Федорова Л. П. указывает, что на воспитателях лежит наибольшая ответственность за речевое развитие. Чем раньше начнется обучение, тем быстрее будут достигнуты результаты.
Обратите внимание! Специальные занятия вводятся уже в младших группах. Они должны быть всесторонними, направленными на познание окружающего мира, обучение общению со сверстниками, знакомству с художественной литературой
Развитие речи — важный этап на протяжении всей дошкольной педагогической деятельности. Работа по ее усовершенствованию должна вестись воспитателями и родителями. От того, как правильно ребенок усвоит основы, зависит дальнейший успех в изучении образовательной программы.
Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?
Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:
- 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
- 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
- 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
- 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
- 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
- 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
- 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
- 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.
Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:
- При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
- У слабослышащих более благоприятный прогноз.
Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.
Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук .
Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.
Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.
Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.
Основные цели и задачи методики
Речевое развитие человека формируется в несколько этапов. Наиболее важным из которых является дошкольный возраст. Именно в этот период дети с любопытством получают новую информацию об окружающем их мире
Поэтому очень важно создать максимально комфортные условия, а также правильно подавать новую информацию, для легкого восприятия ее малышом. Кроме того, на речевое развитие очень хорошо влияет активная деятельность в различных кружках и детском саду
Методика Ушаковой по развитию речи несет определенную задачу. Поэтому, что бы решение проблемы было эффективным в первую очередь определяется причины речевого отставания. Основной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается правильный подбор техники обучения, который направлен на следующие моменты:
- Пополнение словарного запаса и умение его правильно применять;
- Совершенствование и коррекция звуковой речи;
- Умения связано говорить и формулировать свои мысли;
- Обучение ребенка грамотной речи;
- Стимулировать малыша четко произносить звуки;
- Совершенствовать полученные знания.
Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.
Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.
В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.
При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:
- Возраст ребенка;
- Особенность;
- Навыки и умения малыша.
Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.
Этапы развития речи у детей от рождения до школы
Языковые способности, несомненно, заложены в человеке, но пока не выражены в новорожденном. Овладение языком придерживается некоторых общих, универсальных закономерностей. Однако, без окружения, которое предусматривает моделирование языка и взаимодействие, ребенок не развивает способностей к языку, с которым он или она родились. Развитие языка дает старт жизни ребенка, хотя экспрессивный язык возникнет не позже, чем через несколько месяцев после рождения. Однако к тому времени как ребенок достигнет 5 лет, его или ее словарный запас будет включать в себя несколько тысяч слов.
0-2 месяца | Новорожденные дети только кричат. |
3-4 месяца | Появляется гуление. |
С 6 месяцев | Малыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую. |
1-1.5 года | Произносит первые осознанные слова. |
После 1 года | Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До 3-4 лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами. |
После 3 лет | В речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В 3-4 года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб. |
5 лет | У ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова. |
Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.
Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи дошкольников и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.
В первые годы жизни словарный запас ребенка стремительно пополняется. К тому времени, как малышу исполнится три года, он, в среднем, будет знать около 2 000 слов. Развитие речи в детском саду и дома должно происходить целенаправленно, но ненавязчиво. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку развить речевые навыки, превратив такие занятия, как чтение, пение и заучивание стихов в развлечение.
Через разговоры
Развитие речи у ребенка невозможно без постоянного общения. Обязательно разговаривайте с детьми в течение дня, чтобы они могли практиковать речевые навыки. У ребенка должна быть возможность слышать вашу речь постоянно, поэтому постарайтесь комментировать свои действия, даже самые обыденные.
Через пальчиковую и дыхательную гимнастику
Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.
Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.
Через чтение и сочинения
Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Постарайтесь каждый день читать детям, и посоветуйте родителям делать то же самое
Выбирайте небольшие книжечки и уделяйте внимание рассматриванию иллюстраций, указывайте малышам на различные детали изображений, просите их найти того или иного героя книги, задавайте вопросы о форме и цвете изображенных предметов
Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально – указывайте на слово, когда произносите его вслух, чтобы малыш смог соотнести написанное со сказанным. При групповой работе попросите детей составить короткую историю и продиктовать ее вам. Запишите то, что говорят дети, на большом листе бумаги или на доске. Предложите малышам истории собственного сочинения и попросите их нарисовать к ним иллюстрации.
Через окружение
На развитие речи в детском саду существенно влияет и обстановка вокруг. Продумайте интерьер группы детского сада таким образом, чтобы он помог детям развивать речевые навыки. Развесьте по стенам плакаты с буквами алфавита, называйте каждую букву и одновременно указывайте на ее изображение, или пропойте весь алфавит, также показывая соответствующие символы на плакатах.
Принесите в группу как можно больше разнообразных книг: книжек-малышек с короткими текстами, книг с картинками, комиксов, детских журналов. Украсьте стены постерами с различными картинками и словами или цитатами. Организуйте уголок для занятий письмом, в котором будет бумага, карандаши и цветные мелки, чтобы малыши в любое время могли поупражняться в письме.
Через стихи, песни, игры
С помощью песенок и коротких стишков также можно помочь малышам развивать речевые навыки. Песенки, в которых нужно сопровождать пение соответствующими движениями тела или действиями, позволят детям выучить простые бытовые фразы. Разучите с группой несколько забавных детских стишков и сделайте их неотъемлемой частью каждого занятия. Например, определенное стихотворение или песенка может предшествовать каждому занятию. Во время занятий предлагайте детям игры, в которых нужно будет петь или рассказывать стихи, запоминать или вспоминать определенные слова.
Через дидактические игры
Используйте дидактические игры. Для одной из самых простых игр можно использовать матрешку, на ее примере можно показать, как различаются предметы по цвету или по величине. А для развития слухового восприятия можно организовать игру, в которой ребенок должен угадывать по звуку предмет или животное.
Через просмотр мультфильмов
Речь у детей хорошо развивается благодаря просмотру мультфильмов с последующим обсуждением сюжетов и персонажей. Благодаря мультфильмам создается положительный эмоциональный фон, способствующий хорошему усвоению материала.
Вы можете подобрать и другие эффективные и интересные методы развития речи дошкольников. Только помните, что все занятия по развитию речи, как и другие, надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.
Правильная среда
Формирование речи у ребенка во многом зависит от речевого поведения его родителей
Разъяснив возрастные разграничения, Бородич акцентирует внимание на речевой среде вокруг малыша, которую создают, в первую очередь, сами родители. В связи с этим, требования ко взрослым в этом случае самые высокие
Каждый пункт говорит о том, что речь родителя – эталон для ребенка.
Итак, речь взрослых должна быть:
- содержательной и конструктивной;
- правильной, чистой, ясной и грамотной;
- доходчивой, доступной.
Помимо научных исследований, новейших технологий Бородич приводит анализ методик, которые передаются из поколения в поколение. Далеко не всегда и не все родители имели под рукой логопедический справочник, они воспитывали своих детей, исходя из собственного опыта и опыта предыдущих поколений.
Среди них приемы лучших педагогов прошлых лет и современности. Например, применение наглядных материалов – иллюстраций, видео и аудио, словесных и практических методик.
Но вернемся к дошкольникам и их небезупречной речи. Автор пособия рассматривает перечень задач для речевого развития детей, которым предстоит пойти в первый класс.
Увеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, навыков рассказывания, постижение правил устной речи и побуждение интереса к чтению — одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школы
Причины задержки и нарушения речи
На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.
Родители не разговаривают с ребенком
С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет
Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.
Гиперопека родителей и лень ребенка
Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.
Индивидуальное развитие ребенка
Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года
В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства
Стрессы
К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.
Заболевания
Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.
Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.
Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.
Ребенок должен ответить на вопросы:
- Кто (что) это?
- Какой?
- Что делает?
Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.
Результаты обследования фиксируются и анализируются.
Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:
- нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
- первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
- второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
- третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.