Цветы из шерсти (85 фото)
Содержание:
- Как свалять цветок из шерсти в технике мокрого валяния?
- Несколько советов для тех, кто только начинает
- Нунофелтинг на марлевой основе
- Начальные приготовления
- Инструменты и материалы
- История
- Валяние на марле: мастер класс для новичков
- Оригинальные брошки
- Разбираем процесс работы нунофелтинга в подробном мастер-классе
- Легкий шарф в мастер-классе по нунофелтингу
- Цветы фелтинг
- «Цветик – семицветик»
- Как лучше делать валяние платья на марле
- Освоение техники
Как свалять цветок из шерсти в технике мокрого валяния?
В «шерстяной флористике» цветы являются одним из основных элементов. И неслучайно для мастер-класса выбран цветок иланг-иланг. От других растений он отличается не только насыщенным запахом, но и причудливо вытянутыми закручивающимися лепестками.
Материалы и инструменты
Шерсть. Выбираем три цвета: светло-зелёный, ярко-жёлтый и оранжево-коричневый.
- Воздушно-пузырьковая плёнка. Именно на таком покрытии волокна шерсти сваливаются лучше всего.
- Мыльный раствор. В горячую воду добавляем небольшое количество жидкого мыла.
- Пульверизатор или маленький опрыскиватель для цветов. Для нанесения раствора на заготовку.
- Противомоскитная сетка.
- Форма в виде усечённого конуса. Необходима для формирования бутона после промывания изделия. Можно использовать маленькую пластиковую или стеклянную бутылку, ручку скалки.
- Нежирное молоко (двадцать миллилитров). Для придания жёсткости лепесткам.
- Полотенце.
Разложите воздушно-пузырьковую плёнку на влагостойкой поверхности.
Выкладка
Выкладываем из ярко-жёлтой шерсти плоский цветок с острыми лепестками.
Последовательность действий:
- Вытяните из ярко-жёлтой гребенной ленты волокна и уложите в форме снежинки. У цветка шесть лепестков, соответственно у вашей «снежинки» должно быть шесть лучей одинаковой плотности и толщины.
- Те кончики прядей, за которые держитесь рукой при отрыве шерсти (они толще и плотнее), размещайте в серединку цветка.
- «Рисуем» блики. Из гребенной ленты оранжево-коричневого цвета вытяните тонкие пучочки волокон. Аккуратно разложите верхним слоем на каждый лепесток.
Мокрое валяние
Смочите заготовку мыльным раствором и накройте противомоскитной сеткой. Притирайте гладя руками лепестки. Делайте это аккуратно, раскладка не должна сместится.
Периодически снимайте сетку, чтобы она не привалялась к шерсти. Формируйте пальчиками ровные края лепестков. Кончики удлиняйте, закручивая в кудряшки.
Валяйте долго, иногда переворачивайте заготовку с одной стороны на другую.
После того как лепестки будут готовы, отложите в сторону заготовку. Начнём валять сердцевину и ножку.
Отделите жгут от гребенной ленты светло-зелёного цвета. Длина его должна быть в два раза больше, чем предполагаемая у готового изделия.
Смочите две третьих жгута в мыльном растворе. Скатайте его руками в виде колбаски (ножка цветка).
Сухую часть жгута разберите на отдельные пряди и разложите их в виде веера (сердцевина). Смочите мыльным раствором, накройте противомоскитной сеткой и валяйте руками. Через некоторое время необходимо снять сетку и вручную довалять лепестки.
Промываем, сушим
Заготовки промываем в проточной воде и придаём им форму цветка илаг-иланг. Это можно сделать, надев их на любой предмет в форме усечённого конуса с плавными изгибами. Пригладьте и расправьте обе части поочерёдно. Завейте длинные кончики лепестков.
Собираем
Собрать цветок просто, так как не надо ничего пришивать или прикреплять иглой для валяния.
- Проделайте небольшое отверстие в середине заготовки с ярко-жёлтыми лепестками.
- Возьмите центральную деталь и завяжите на ножке узел сразу под её светло-зелёными лепестками. Проденьте в цветочную чашу. Сердцевина готова.
- Для закрепления всей конструкции достаточно завязать ещё один узел на ножке, но уже под чашей ярко-жёлтых лепестков.
Придаём жёсткость
Возьмите молоко, нанесите его на чашечку цветка и на лепестки (наносим руками, нежно поглаживая и подкручивая кончики). Высохнув, казеин молока придаст изделию плотность, что поможет сохранить форму лепестков.
Несколько советов для тех, кто только начинает
Цветок может стать вашим афродизиаком. Добавьте в молоко, которое используется для придания жёсткости лепесткам, две капли эфирного масла иланг-иланг. После окончания работы над цветком повесьте его в спальной комнате.
Длину ножки моделируйте в зависимости от предназначения изделия. Цветок можно носить в виде броши, браслета, пояса. Оригинальным украшением интерьера станут свисающие сверху соцветия «порхающего» цветка.
Перед началом работы проявите интерес: что за диковинный цветок вы собираетесь создать? Откроете много интересного. Например, что иланг-иланг – это высокое тропическое дерево, что в странах Азии с «порхающим цветком» связаны многовековые традиции. Прочитайте филиппинскую легенду о прекрасной девушке по имени Иланг.
И для вас итог работы — больше не изделие, а Цветок всех цветов.
Нунофелтинг на марлевой основе
Также можно попробовать сделать работу на марле. На такой основе готовое изделие получается не менее сногсшибательным, с той лишь разницей, что марля сделает его немного тяжелее и при этом прозрачнее. А времени на такую процедуру уйдет гораздо больше.
На этой фотографии показан мотив, полученный путем приваливания черной шерсти к марле. Узор немного прозрачный. Это надо учитывать, выбирая модель будущего изделия.
Здесь можно увидеть модели, изготовленные при помощи техники нунофелтинг. В стиле нунофелтинг можно декорировать совершенно разные вещи. Одежда, украшенная элементами из шерсти, будет уникальна и наверняка станет изюминкой гардероба. Главное — не сдерживать свою фантазию. А идеи декора можно позаимствовать у природы и даже из любимых детских мультиков.
А на начальном этапе ознакомления с этой интересной технологией в мире рукоделия можно реставрировать, например, свой любимый шарф, как это было показано в мастер классе.
Начальные приготовления
Несмотря на свою экзотичность, нунофелтинг имеет определенное сходство с обыкновенным шитьем. Поэтому первые несколько шагов будут такими же, как при работе с обычной тканью:
- Прежде всего необходимо определиться с выбором основы, на которой будет готовиться волокно. Это зависит от того, какое изделие нужно получить в результате.
- Необходимо сделать выкройку будущей вещи. Здесь следует учесть немаловажную деталь: любой вид шерсти при замачивании и стирке даёт усадку, поэтому элементы выкройки должны быть на 30−50% больше истинных размеров.
- Запастись необходимыми материалами и подготовить рабочее место.
Требования к материалам
Для достижения высокого результата недостаточно знаний о самом процессе. Чтобы вещь получилась по-настоящему красивой и удобной, сырье и другие средства производства должны отвечать нескольким требованиям:
- Шерсть, которую используют для фелтинга, обязательно должна быть 100% натуральной и получена от домашних животных. Только из неё можно свалять хороший войлок, так как структура этого волокна способна к такому уплотнению и переплетению волосков, которые не допускают дальнейшего их разъединения, а значит, и изменения внешнего вида полотна. В качестве сырья используются кашемир, овечья, верблюжья или ангорская шерсть. Наиболее удобна в работе овечья. К тому же у неё самая богатая палитра цветов.
- Вода должна быть горячей.
- Мыло, которое даёт не слишком обильную пену, вызывающую неудобства в работе. Можно также применить жидкое мыло или шампунь. Если используется стиральный порошок, волокно нужно хорошо выполоскать, несколько раз меняя воду, чтобы остатки средства в готовом изделии не привели к аллергической реакции на коже.
- Пульверизатор или щетка для разбрызгивания.
- Отрез ткани.
- Подложка под ткань — плёнка (хорошо подойдёт полиэтиленовая воздушно-пузырьковая, которую используют при упаковке).
Инструменты и материалы
Основных материалов и инструментов для мокрого валяния потребуется не так много.
- Шерсть. На сегодняшний день магазины рукоделия предлагают широкий ассортимент различных видов шерсти и многообразие ее цветов.
- Вода. Применение теплой воды позволяет сильнее раскрываться чешуйкам шерстяных волокон, процесс увалки становится быстрее и проще.
- Мыльный раствор. Лучше выбрать жидкое мыло или средство для мытья детской посуды.
- Руки мастера. Процесс мокрого валяния производится непосредственно руками.
Современные мастерицы научились облегчать себе работу при помощи специальных приспособлений. Поэтому ко всему вышеперечисленному для упрощения работы понадобятся дополнительные инструменты.
Коврик, на котором будет производиться валяние шерсти. Как правило, используется упаковочная пузырчатая пленка. Прекрасно с этой задачей справятся любые другие укрывные материалы, которые имеют шероховатую поверхность и не пропускают влагу.
Дополнительная фурнитура для придания эксклюзивности изделию: кусочки шелка, ткани, пряжа, нейлоновые волокна.
С вышеперечисленными материалами валяние станет гораздо приятнее и быстрее.
Шерсть для валяния, как правило, используется нескольких видов: тонкая, полутонкая и гребенная. Самая тонкая, пушистая и мягкая – шерсть мериносов. Новичкам лучше начинать работу именно с тонкой шерсти, поскольку она не требует очень долгой укатки и прекрасно усаживается в изделие. Из нее получаются приятные к телу шарфы, шапки, горжетки, варежки, пинетки для младенцев.
Полутонкая шерсть годится для валяния сумок, стелек в обувь, тапок. И самая грубая шерсть подходит для изготовления плотных изделий. Сваливается она тяжело и долго.
История
Валяние из шерсти считается древней техникой создания изделий. Ее возраст, по мнению ученых, более 8000 лет.
Принято считать, что первым изделием из валяной шерсти был ковер в Ноевом Ковчеге. Он был создан не руками человека: в ограниченном пространстве животные ковчега терлись друг об друга, шерсть падала на пол, увлажнялась и копытами сбивалась в единое полотно.
Валяние из шерсти считается традиционными промыслами народов Востока и Азии. Изделия из валяной шерсти и по сей день используются ежедневно в домашнем обиходе. Основы валяния, разнообразие орнаментов и техник создания изделий у каждого народа свои. Основными носителями традиций являются туркменские мастерицы. Стилизация изображений и орнаменты в виде бараньего рога популярны при создании изделий по сей день.
Археологами в захоронениях Горного Алтая были обнаружены изделия из шерсти IV-V столетий до нашей эры: накидки на животных и одежда. Сейчас эти находки являются экспонатами Эрмитажа. В Монголии и Бурятии изделия создавались в одном цвете и декорировались нитями в мелкий стежок.
Славяне в основном создавали тканое сукно из шерсти естественных цветов. Войлок появился на Руси в период завоевания земель монголо-татарским игом. Самое распространенное и по сей день любимое валяное изделие – валенки.
В европейских странах войлок производили способом катания шерсти валиками и в емкостях с водой под действием вихревого потока. Уже тогда использовались методы мокрого валяния изделий из шерсти. В ХХ веке создание войлока обрело промышленные масштабы.
Валяние на марле: мастер класс для новичков
Освоить технику мокрого валяния не так уж и сложно, но это очень кропотливый труд, требующий усидчивости и терпения. Если не соблюдать тщательно технологию, то вся работа пойдет насмарку. Поэтому перед тем, как приступить к изготовлению юбки, палантина или платья, рекомендуется сначала потренироваться на небольшом кусочке ткани.
Более детально узнать о процессе валяния вам поможет увлекательный и подробный мастер-класс
Пошаговая инструкция:
- На расстеленную пузырчатую пленку накладывается ровный слой шерсти. Чтобы в процессе валяния она спутывалась быстрее необходимо немного потереть ее в ладонях.
- Сверху нужно накрыть марлей, а на нее уложить еще один равномерный слой шерсти, можно разноцветной, чтобы окраска была более интересной.
- С помощью ниток, кусочков ткани и тюля или шерстяных ниток создается оригинальный узор.
- Делается мыльный раствор, для этого в теплой воде растворяется мыло или любое моющее средство в пропорции 1:10. Людям с чувствительной кожей рук рекомендуется применять детское мыло, если они работают без перчаток.
- Поверхность изделия обильно смачивается полученной жидкостью и сверху накрывается фатином, москитной сеткой или пленкой с пузырьками. Наносить раствор удобнее всего с помощью пульверизатора или обычной пластиковой бутылки с дырочками в крышке.
- Мягкими аккуратными движениями нужно разглаживать изделие, постепенно нажимая на него с большей силой. Некоторые мастерицы предпочитают пользоваться скалкой, раскатывая ткань круговыми движениями. Также на этом этапе можно воспользоваться ВМШ, задерживая ее на каждом участке на 5 секунд. Там где расположен узор удерживать машинку нужно 15-20 секунд.
- Процедуру нужно повторить, перевернув изделие изнаночной стороной и немного смочив водой.
- Заготовка укладывается на каремат или бамбуковую дорожку, сворачивается в рулон и накрывается полотенцем для удаления излишней влаги. Конструкцию необходимо прокатать около 100-150 раз с каждой стороны.
- Готовое изделие простирывается в теплой воде и слега отжимается. После обработки оно должно было уменьшиться на 30-40% от первоначального размера.
Оригинальные брошки
Изящным и оригинальным аксессуаром смотрятся брошки выполненные нунофелтингом.
Возьмите кардочес нужного цвета, отрезки жесткого и мягкого фетра, молнию с металлическими зубцами с синтетической основой в тон ткани.
Основа
- на плотном фетре обведите мелом контур цветка;
- разделите молнию на две части и опалите тканевую основу над свечой;
- пришейте змейку по контуру каждого элемента так, чтобы зубчики смотрели вверх, в виде «заборчика»;
Набивка
отщипните небольшой кусочек пряжи и положите в середину заготовки;
под фетр подставьте подложку из поролона или щетку с искусственным ворсом;
приваляйте волокна к ткани специальной иглой;
переверните фетр и с изнаночной стороны осторожно, не задевая ниток для крепежа молнии, вырежьте фигурку;
украсьте поделку вышивкой из бисера или мелких бусин. Также можно, по желанию, приклеить стразы.
Валяная брошь – цветок готова!
Мак из шерсти
Этот цветок очень любим и модницами и мастерицами, поэтому существует много способов по его изготовлению: Кардочес красного и черного цвета, ленточная пряжа в тон, механизм для заколки или брошки. А также, подложка, брусок поролона, губка, иглы для набивки, мыльный раствор и диск DVD для трафарета.
Как свалять цветок пошагово смотрите на фото.
Разбираем процесс работы нунофелтинга в подробном мастер-классе
Сами шарфы нужно положить на что-то, что можно свернуть вместе с ними. Это может быть простой тонкий коврик, каремат, бамбуковая дорожка, пупырчатая пленка. На них укладывается основной материал, подлежащий преображению. Сразу после этого можно выкладывать шерстяной узор. Тонкие
Из шерсти формируется лепесток. Его можно сделать из шерсти разных оттенков. А чтобы придать рисунку объема, добавляется контур из темных волокон.
Закончив выкладку узора, можно приступать к валянию. Для этого готовится мыльный раствор. Можно просто натереть кусок мыла на терке и растворить в литре теплой или горячей воды. Но если нет желания тратить время, то можно взять простое жидкое мыло. По технике валяния «мокрый» способ самый несложный и распространенный.
Раствором обильно смачивается поверхность изделия
Важно: нельзя тереть и прикасаться к рисунку, иначе он может просто «поплыть». Можно для этого воспользоваться какой-нибудь щеткой (например, обувной) для разбрызгивания
Когда поверхность шарфа будет достаточно смочена, ее нужно закрыть куском пупырчатого полиэтилена (пупырышками вниз). И снова все хорошенько смочить мыльным раствором для лучшего скольжения.
Теперь мягкими скользящими движениями нужно разглаживать полиэтилен. Поначалу все движения должны быть аккуратными, чтобы не повредить структуру узора. Когда же шерсть начнет сваливаться, можно приложить больше усилий и давления на ткань.
Во время валяния нужно непрерывно поправлять шерсть, контролируя весь процесс. Сваливание шерсти происходит за счет трения волокон между собой и тканью основы. Проверить результат своего творчества достаточно просто: если шерсть легко отделяется от шарфа, то стоит приложить больше усилий, если же волокна отрываются с трудом, а узор кажется гладким и блестящим, то процесс близок к завершению.
Когда узор закрепится, весь шарф нужно прополоскать в водно-мыльном растворе. Воду нагревают на плите, в нее добавляется мыло. Главное не доводить до кипения. Изделие опускается в раствор, после чего отжимается (без скручиваний!). Затем его вновь помещают между слоями пупырчатой пленки и продолжают валять. Нунофелтинг для начинающих – занятие долгое и кропотливое.
Важно помнить:
- Чем больше слоев шерсти – тем дольше будет весь процесс, а изделие будет грубее. Мало слоев – будет проглядывать сморщенная ткань.
- Скорость в нунофелтинге зависит от многих факторов. Количества шерсти, температуры раствора (чем горячее, тем лучше), ловкости рук. Если шерсть накак не хочет валяться, то стоит просто интенсивнее работать руками.
- Готовое изделие обязательно нужно прополоскать в теплой воде, смыв мыло. После этого его расстилают сохнуть на полотенце. Опять же, нельзя перекручивать и растягивать ткань. Если после высыхания окажется, что какие-то места плохо свалялись, то это исправить легко иглой для валяния.
А вот так выглядит шифоновый шарф, свалянный по данному мастер-классу:
Легкий шарф в мастер-классе по нунофелтингу
Этот мастер-класс для начинающих рукодельниц поможет создать оригинальный легкий шарф своими руками.
Что нужно подготовить для начала работы:
- Шерсть для валяния;
- Шелковый шарф любого цвета, хорошо пропускающий воздух. Это необходимо для наилучшего сцепления волокон. Чем лучше материал пропускает воздух, тем прочнее сцепление тканей;
- Пленка для мокрого валяния или упаковочная пупырчатая пленка;
- Пульверизатор с горячим мыльным раствором из расчета 1:10;
- Ели есть желание, прикрепить заранее подготовленный элемент из шерсти, понадобится игла для валяния.
Для начала рабочее место нужно подготовить так, чтобы все необходимое для работы находилось под рукой. Теперь можно нарезать шарф на широкие одинаковые полоски. Если края не сильно осыпаются, то дополнительная обработка в виде подшивки не требуется.
На удобной поверхности раскладывается плотный материал. Пленка расстилается пупырчатой стороной вверх. И уже на нее аккуратно раскладываются заготовки шарфа, которому предстоит преображение
Осторожно разложить шерсть между кусками шифона внахлест одним слоем. Сделать это нужно таким образом, чтобы края шифоновых вставок находились сверху
Для упрощения процесса, шифон можно увлажнить.
Теперь выкладывается второй слой шерсти. Делать это следует так, чтобы волокна находились перпендикулярно друг другу. Такой подход нужен для наиболее прочного сцепления волокон. На этот раз края шифона остаются между слоями шерстяного материала.
На следующем этапе можно смочить заготовку мыльным раствором. Причем чем горячее вода, тем лучше пойдет процесс валяния. Поверх подготовленного шарфа укладывается второй слой пленки. Сейчас воздушной стороной вниз. И повторяется процесс смачивания из пульверизатора. Это необходимо для наилучшего скольжения рук по поверхности. Если нет пульверизатора, для разбрызгивания воды по поверхности можно воспользоваться щеткой. Прикасаться к изделию щеткой нельзя.
Не применяя больших усилий на начальном этапе валяния, круговыми движениями рук начинается сам процесс соединения волокон тканей. Усилить нажатие рук можно лишь тогда, когда рисунок ощутимо закрепится на основе. Также для упрощения работы можно воспользоваться специальными приспособлениями для валяния.
Определить степень готовности изделия можно, попробовав отщепить шерсть от основы. Если это легко удается, то работу стоит продолжить. В итоге должно получится гладкое полотно.
Когда шерсть хорошо сцепилась с шифоновыми вставками, ее можно скатать с помощью подложки в плотный рулон.
Теперь на шарфике можно вырезать декоративные элементы. Делается это при помощи острых ножниц.
Доваливать аксессуар нужно под струей теплой воды. Отсутствие выходящих наружу краев полотна будет свидетельствовать о степени готовности изделия. Теперь почти готовое изделие следует ополоснуть в мыльной воде. Делать это необходимо аккуратно, не скручивая материал. Лишь слегка отжимая его.
На заключительном этапе шарф следует отгладить. Причем эта процедура проводится только с шерстяными вставками, через ткань, так как шелк от горячего воздействия может деформироваться.
После проведенных процедур изделие необходимо досушить в разложенном виде на полотенце.
Процесс преображения либо изготовления новых изделий по технике нунофелтинга достаточно затратный по времени. Но конечный результат оправдает все приложенные усилия.
Цветы фелтинг
Для изготовления цветов из войлока необходимо вооружиться базовыми знаниями и навыками по работе с натуральной непряденной шерстью.
Методом «сухого» валяния «лепят» объемные изделия. Для работы используют кардочес (овечья или верблюжья шерсть, первично обработанная машинкой – кардером). Основной инструмент – иглы разных размеров с фигурным сечением, с помощью которых волокна формируют в плотную массу.
«Мокрым» способом — получают плоские формы путем склеивания ворса мыльным раствором. За основу берется тонкая шерсть, которая уложена в гребенные ленты.
Вместо моющего средства можно использовать сальвитозу (ей пропитывают шляпы и сумки из фетра). Хлопья субстрата также разводят в очень теплой воде, а затем пропитывают цветы, валянные из шерсти.
Смешанный метод — позволяет сделать путем фильцевания объемную поделку с декором из плоских элементов;
Нунофелтинг – техника приваливания прядей к текстильной основе.
Мастер класс «валяние для начинающих» по видео поможет разобраться в тонкостях техники.
«Цветик – семицветик»
Для работы вам понадобится: ленточная шерсть мериноса или кардочесанная «Bagmati Arts and Handicrafts» четырех — семи цветов (по вкусу), например черная, красная, белая, — для лепестков, и желтая,- для сердцевины. А также, механизм для заколки и фурнитура для декора.
Так как цветок выполняется в технике «мокрого» валяния, то еще возьмите пупырчатую пленку и капроновую или москитную сетку. Приготовьте мыльный раствор (3 ст. ложки жидкого мыла Х 1л. теплой воды).
- от черного волокна отщипните семь кусочков плавным, тянущим движением. Сформируйте лепестки и разложите их на пленке вкруговую;
- повторите манипуляцию с красными оттенками, но чтобы детали были меньше черных. Наложите их на основу;
- третьим слоем выложите лепестки белого цвета;
- желтые тонкие волокна расположите на конструкции так, чтобы в центре они перекрывали друг друга.
- накройте заготовку сеткой, и увлажните мыльным раствором из пульверизатора или пропитанной губкой. Разглаживайте фрагменты от центра к краю;
- проверьте степень увлажнения надавливанием. Если вода проступила сквозь сетку, промокните махровым полотенцем и удалите ее излишки;
- снимите сетку, переверните полуфабрикат и вбейте тонкие, разноцветные волокна так, чтобы они как лучики расходились из центра, вдоль каждого с обратной стороны лепестка;
- повторите увлажнение и разглаживание;
Если валяние цветка прошло правильно, то края плотной заготовки нужно обрезать по форме лепестков.
- погрузите поделку в тазик с очень теплым мыльным раствором, а затем покатайте ее между ладонями;
- с изнаночной стороны сформируйте пальцами бутон;
- промойте изделие в проточной воде и дайте ему высохнуть;
- украсьте цветок и посадите его с помощью клея «Момент» на механизм.
Смотрите мастер класс на видео.
Как лучше делать валяние платья на марле
Несмотря на то, что в создании платья принимает участие шерсть, оно получается легким и абсолютно не жарким для лета. Марлю можно взять белого цвета или окрасить специальными красителями для ткани. Некоторые мастериц применяют красители для пасхальных яиц, но они имеют свойство отпечатываться на теле и смываться при стирке.
Интересным и оригинальным получится платье, которое изготовлено по технике мокрого валяния
Материалы, необходимые для работы:
- Марля (7-8 метров для взрослого человека или 3-4 метра для ребенка);
- Выкройка, сделанная из вспененного полипропилена или другого нескользкого материала;
- Шерсть непряденая толщиной 18 микрон;
- Мыльный раствор;
- Полиэтиленовая пленка;
- Декоративные элементы (шерстяные нитки, шелк в пасме или другие);
- Шлифовальная машинка (можно обойтись и без нее).
Последовательность выполнения работ:
- Марля разрезается на две одинаковые части и аккуратно оборачивается вокруг шаблона, при этом по бокам остаются небольшие припуски. Ткань нужно немного увлажнить и расправить.
- Шерсть раскладывается сначала вокруг выреза и боковых сторон, а затем сверху вниз по всей поверхности. До талии раскладка производится вертикально, а по подолу – горизонтально.
- Вся поверхность смачивается мыльной водой и накрывается полиэтиленовой пленкой. Далее производится обработка шлифовальной машинкой или ручным способом.
- Изделие переворачивается на другую сторону, пряди шерсти загибаются вовнутрь и с этой стороны также накладывается двойной слой марли.
- Шерсть раскладывается в том же порядке, как и с тыльной стороны, а на ней выкладывается рисунок. Поверхность смачивается мыльным раствором и оборачивается пленкой.
- Валяние в этот раз производится более тщательно, чтобы рисунок хорошо держался на ткани.
- Далее боковые стороны подворачиваются, обрезаются рукава и горловина.
- Изделие еще раз хорошо валяется с двух сторон.
- Платье сворачивается в рулон прямо в пленке и раскатывается около 800-1000 раз.
- Изделие проверяется на наличие брака и на этом этапе исправляются мелкие погрешности.
- Далее платье нужно смять в комок и помесить, как тесто, или отбить об любую поверхность.
- Последним этапом будет стирка в машинке или вручную.
- Пока платье еще влажное ему нужно придать форму.
Освоение техники
Для начала на ровной поверхности раскладывается полиэтилен пузырьками вверх, чтобы полотно не приваливалось к плёнке. Сверху аккуратно и без складок нужно уложить отрез шелка. Края ткани желательно обработать заранее, чтобы они не осыпались во время работы. Теперь можно приступать к выкладыванию шерстяного материала. Его нельзя резать ножницами. Отрывая небольшими прядями, равномерно раскладываем волокно, формируя первый слой запланированного рисунка. Следующий слой должен лечь под прямым углом к предыдущему — это обеспечит лучшее сцепление ворсинок.
Выбор количества слоёв индивидуален, но чем больше их будет, тем плотнее получится рисунок. Можно оставить на ткани небольшие просветы, что придаст волокну лёгкость и эффект воздушности
Важно, чтобы это сочеталось с задуманным результатом
Следующий шаг после раскладывания сырья — сбрызгивание всей поверхности подготовленным заранее мыльным раствором. Смоченные в изобилии слои шерсти накрывают ещё одним слоем упаковочной плёнки пузырьками вниз. Для того чтобы рисунок не «поехал» во время валяния, полиэтилен также сбрызгивают мыльной водой, которая облегчит скольжение рук.
Теперь наступает момент самого валяния. Разглаживают плёнку медленно и без больших усилий. Если для работы вместо мыла был выбран стиральный порошок, желательно защитить руки перчатками, так как от продолжительного контакта с ним кожа может пострадать, а занятие нунофелтингом не принесёт радости. Постепенно интенсивность движений и силу давления нужно увеличивать.
Процесс сваливания шерсти нужно все время контролировать — волокна в результате растирания постепенно проникают в шелковую основу. И если они отделяются от ткани с трудом, значит, все действия правильные. Если же отдельные элементы легко отходят от рисунка, нажим нужно усилить. Профессионалы для этой цели используют шлифмашинку, так как она значительно облегчает работу, снижая нагрузку на руки и позвоночник.
Поваляв с одной стороны, полотно переворачивают на другую и продолжают валять. Затем, используя обыкновенную скалку, волокно сворачивают и вновь прокатывают несколько раз, хорошо придавливая. После этого меняют направление движений. Все эти манипуляции совершают для того, чтобы добиться плотности и однородности войлока, тогда изделия из него смогут служить и радовать глаз долгие годы.
Убедившись, что процесс валяния успешно завершён, готовое изделие выполаскивают в тёплой воде и слегка отжимают. Сушат, как и все шерстяные и вязанные вещи, на ровной поверхности в расправленном виде без растягивания, подложив полотенце, которое периодически сменяют. Техника нунофелтинга требует много времени и усердного труда, но любители ручного творчества почувствуют себя в ней комфортно.
Если появилось желание сделать нунофелтинг частью своей жизни, не обойтись без мастер-классов Смирновой. Результатом долгого поиска пути к себе этой талантливой художницы стало искусство валяния на марле.
Представленные в них красивые выставочные коллекции подскажут идеи, а короткие и доступные методики помогут самостоятельно создать жизненные и невероятно красивые вещи, не обращаясь к помощи профессиональных дизайнеров.