Что делать, если ребенок не слушается

Ситуация 6. Разбросаная обувь

Его обувь и одежда лежат не на своих местах.

Неправильная реакция: мы на него кричим и раздражаемся: «Когда ты научишься порядку?»  Почему неправильно

Данная реакция воспринимается как агрессивная, а порой и обвинительная. Мы ожидаем, что наше чадо раскается и исправит свою ошибку. Иногда, когда ребенок достаточно мал, это происходит. С возрастом он привыкает к замечаниям и начинает их игнорировать, позже перестает нас слушать с первых же слов. Что мы делаем? Идем и убираем за него. Не очень конструктивно! За ребенка всё сделали, а крики и недовольство можно переждать. Аккуратиста так не вырастить.

Таким образом, целесообразнее приучать ребенка следить за своими вещами, не прибегая к помощи криков и наказаний, а привлекая его внимание краткими напоминаниями. Правильная реакция: «Куртка!», «Куртка в шкафу!» и т.д

Правильная реакция: «Куртка!», «Куртка в шкафу!» и т.д.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.
  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Отношения мама- ребенок

Сегодня хочу помочь вам определиться с термином «мама занята» и зачем вообще нужно быть занятой – ведь вроде бы как наше с вами основное дело в декрете – это ребёнок!

Вы тоже так считаете? Тогда давайте разберемся подробнее!

Мама ребёнку нужна – это факт. Но при этом вы можете не задумываться — какая мама нужна ребёнку?

Есть 2 крайности, которых нужно постараться избежать:

Мама, полностью принадлежащая ребёнку

Это значит, что Ваш центр – это ребёнок, и вся ваша деятельность вращается вокруг него.

Ребёнок не спит – вы рядом: занимаетесь, развлекаете, разговариваете и практически ни на минуту стараетесь не оставлять одного. Для ребёнка первых 2 месяцев жизни – это просто отлично! Но примерьте эту картину на подросшего малыша: 6, 9, 12 месяцев. А если 1,5 года? А 2 года?

Такая гиперопека приводит к тому, что у ребёнка нет пространства для собственного развития.

И постепенно малыш просто перестает пытаться занять себя сам. И к 2-м годам мы получаем ребёнка, который маме не даёт и шагу ступить, и маму, которая жалуется, что нет времени ни на себя, ни на дом, да и вообще выдохнуть некогда и с вожделением, возможно тайным – ждём того дня, когда сможем отправить ребенка в детский сад.

Что не так в этой ситуации?

  1. Мы сами создали себе такие условия жизни.
  2. Мы сами дали ребёнку возможность управлять нашим временем.
  3. И самое главное, что за это нельзя на него обижаться. По той простой причине, что ребёнок пока ещё не выбирает свою жизнь – он учится у взрослых, и поскольку с мамой проводит больше всего времени – учится у мамы.

Мама, которая всегда доступна, не вызывает у ребёнка уважения, и на этом фоне могут возникать такие проявления:

  • ребёнок кусает грудь;
  • ребёнок бьет маму;
  • ребёнок ОЧЕНЬ много, долго и часто сосет грудь (после 9 мес. это не есть хорошо!)
  • ребёнок не может сам себя занять, даже на короткое время.
  • ребёнок не остается ни с кем и не отпускает маму от себя ни на шаг;

Поэтому очень хорошо, когда мама показывает свою социальную занятость для ребёнка и тем самым повышает свой статус в его глазах. Сделать это можно разными путями, и один самый простой – это завести себе СВОЕ дело. Быть занятой!

Как пример: заниматься декупажем, шить, мастерить, работать через интернет (дистанционно), работать очно, но не полный рабочий день и т.д.

Мама, которая стремится СРАЗУ приучить ребёнка к самостоятельности

Либо сразу после родов выходит на работу, а ребёнка оставляет на няню. Думаю, вам встречались такие высказывания – «Пусть полежит один – ничего страшного, даже если и поплачет чуть-чуть», «Давай, давай учись сам играть», «Ну что ты плачешь, давай успокаивайся быстренько».

Такие высказывания – они не для ребёнка.

Ведь учится ребёнок через СОВМЕСТНУЮ с нами деятельность. С игрой все понятно – вначале мы играем игрушками, строим сюжет, ребёнок наблюдает и где-то осматривает игрушки, местами затягивает их в рот.

Постепенно малыш уже сам может выстроить фигурки и позвать нас поиграть (рассказать) ему сказку по фигуркам, а затем он САМ придумает сказку и расскажет её вам!

Самостоятельность формируется постепенно и плавно. Как помочь в этом ребенку читайте в статье Как развить самостоятельность у ребенка?>>>

Что же делать? Где выход из ситуации?

Расстановка приоритетов

Почаще напоминайте себе, что ребёнок учится, глядя на вас. Именно поэтому стоит делить  свое время на 3 части:

1 часть – для ребёнка

2 часть – домашние дела (делаем ВМЕСТЕ с ребёнком)

3 часть – для себя.

Любимое дело для мамы

Чтобы соблюсти свой авторитет,  Вам нужно свое дело! Дело, от которого горят глаза, которым Вам хочется заниматься,  Дело которое позволяет Вам отдохнуть и переключиться  от рутины! Подробно о том как выстроить материнский авторитет смотрите в онлайн-курсе Мама-главная>>>

Не обязательно что-то глобальное – бизнес открыть, НО отдушина женщине просто необходима.

Ваше представление о том, какого ребёнка Вы хотите вырастить

Как часто, прежде чем начать новое дело, мы думаем о его выгодах, целях, ресурсах, необходимых для успешного старта. При этом, когда я спрашиваю у мамы – какого ребёнка Вы хотите вырастить? Что хотите видеть в нём через год, через 3, через 5… — мало кто может об этом сказать…

Поэтому прямо сейчас можете подумать – каким вы видите своего ребёнка через год?

Как ваше нынешнее поведение, ваш образ жизни помогут вам достичь этой поставленной цели…

Задача и упражнение не простое! Но поверьте, после его выполнения многие воспитательные моменты станут гораздо проще!

  • Как не кричать на ребенка: советы мамам
  • Истерики: как отучить от них ребенка?
  • Как действовать, если ребенок не понимает опасных ситуаций на улице

Предварительный просмотр:

Почему ребёнок не слушается?

Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем.

Первая причина.

Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить — непослушание

Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.

Вторая причина.

У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения — отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность

Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!

Третья причина.

Если чувство родителя — обида, то причина непослушания — желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности — протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

Четвертая причина.

Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния — в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохой, и буду плохой».

Как помочь непослушному ребенку (и себе)?

Самый общий ответ на вопрос — не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели — и возобновляет их с новой энергией.

Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:

Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание

Придумать какие-нибудь совместные занятия — игры, прогулки.
Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка
Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка — лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом».
Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.
Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка

Нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия.

Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения

Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас

Причины непослушания

Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется бороться с капризами своего драгоценного чада.

Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.

Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.

Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.

Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.

Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.

Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.

Как вести себя родителям

Кризис – это своего рода развитие. Через возрастные кризисы проходят все и полностью избавиться от их негативных проявлений невозможно. Но можно снизить количество капризов, придерживаясь основных правил воспитания:

  1. Снизьте количество запретов;
  • Если в доме на видном месте лежит то, что нельзя трогать, следует это убрать в недоступное место;
  • Провода необходимо спрятать, а в розетку вставить заглушку, которую довольно трудно вынуть.;
  • Если возле окна стоит диван, по которому ребенок может забраться на подоконник, то его лучше передвинуть в другое место (также читайте статью Безопасность детей дома>>>).

Кстати! Стоит попробовать отвлечь ребенка от запретного места или вещи чем-то более интересным.

Если отвлечь не получается, вы можете физически ограничить доступ ребенка к нежелательному месту или предмету.  Главное, делать это спокойно и не нервничать.

Правила общения с годовасиком и как влиять на него без слов, смотрите в интернет-семинаре Мама-главная! Как повысить свой авторитет и избавиться от детских капризов?>>>

  1. Помогайте проявлять самостоятельность ребенку;

Ребенок в 1 год активно исследует окружающий мир, ему все интересно, он все хочет потрогать и рассмотреть, понять, к чему приведет то или иное действие.

Его желание совершать самостоятельные действия лучше не пресекать. Необходимо лишь быть рядом и на всякий случай подстраховывать ребенка.

  1. Не вступайте в противоречия с бабушками и дедушками;

Крайне сложная ситуация в тех семьях, где бабушки и дедушки все разрешают, а мама с папой запрещают.

Ребенок в таком случае родителей не слушается. Он может с ними драться, кидаться игрушками, мешать разговаривать по телефону или со знакомыми на улице, а также громко плакать и кричать.

Ему нужно, чтобы все было именно так, как он хочет.

В таком случае необходимо вводить ограничения, а самое главное, договориться с бабушками и дедушками придерживаться одной концепции воспитания (читайте статью по теме: Ссоры родителей и их влияние на ребенка>>>).

Если с маминым телефоном играть нельзя, то и с бабушкиным тоже не разрешается.

Первое время ребенок не будет слушаться, но, если родители не будут идти на его провокации и оставаться спокойными, он накричится и успокоится.

  1. Привлекайте ребенка к своим домашним делам;

Ребенок в 1 год повторяет действия родителей.

  • Если мама вытирает пыль, ему тоже хочется поводить тряпочкой по полке;
  • Следует разрешить ему помочь маме, пусть его энергия направляется в полезное русло;
  • После этого рекомендуется похвалить ребенка за оказанную помощь;
  • Стоит как можно чаще разрешать ему помогать по дому. Ребенку по силам будет принести или унести что-то безопасное, если попросит мама. Например, газету, журнал или книгу.

Такое отношение к ребенку и его участие в домашних делах позволяет малышу почувствовать себя значимым и важным. У него не будет потребности вступать с вами в конфликты и отстаивать свое место в семье.

  1. Не кричите и не бейте ребенка;
  • Когда ребенок не слушается, ни в коем случае не следует поднимать на него руку или кричать. Ведь он способен и эти действия скопировать за взрослым. Да и капризничать он станет только лишь сильнее;
  • Если вдруг ребенок устроил истерику на улице, стоит сразу отвести его домой, так как быстро он сам в 1 год не успокоится;

Важно! Но домой его вести нужно не для того, чтобы устроить ему наказание, а успокоить и попробовать договориться. Если ребенок 1 года не слушается и кричит, он чем-то расстроен, стоит пожалеть его, обнять, сказать ласковые слова

Необходимо разрешить ему проявить свои чувства;

Если ребенок 1 года не слушается и кричит, он чем-то расстроен, стоит пожалеть его, обнять, сказать ласковые слова. Необходимо разрешить ему проявить свои чувства;

Родителям важно показывать свою любовь и сохранять спокойствие. Ребенок быстрее успокоится, если мама и папа будут нежны и терпеливы

Ведь постепенно он научится спокойно реагировать на запреты, понимать, что можно делать, а что нет и слушаться родителей.

Если вам трудно сохранять спокойствие, то вам помогут приемы из курса Мама, не кричи!>>>. Курс о том как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается.

  • Как не кричать на ребенка
  • Как вести себя с ребенком
  • Как научить ребенка убирать игрушки

Признаки

Характерными особенностями начала кризиса является открытое непослушание, желание идти наперекор родителю, а также когда привычные методы урегулирования конфликтных ситуаций перестали работать. Открыто проявляются следующие черты характера:

  • Несговорчивость;
  • Самовольство;
  • Отказ выполнять даже элементарные просьбы родителей;
  • Отказ признавать родительское главенство, причём чужих людей слушает.

Если всё вышеперечисленное имеет место, прежде чем наказывать, стоит задуматься, почему ребёнок начал себя так вести.

Выделяют такие основные причины:

  1. отстаивание независимости. Приблизительно с 3 лет появляется желание ощущать себя независимым. Развивается осознание собственной, отдельной от мамы, личности, которая имеет свои, отличные от других, желания, пристрастия, вкусы. Данные мотивы выступают основанием для внутреннего конфликта, который проявляется в нежелании выполнять волю взрослых: отказ в приёме пищи, ругань с другими детьми, драки, стремление трощить игрушки. Т. к. данное поведение становится регулярным, возникает чувство, что его действия носят умышленный характер.
  2. проявление самостоятельности. В 3 года малыш стремится быть взрослым, чтобы его воспринимали как большого мальчика или девочку. У некоторых возможны обиды, если их называют маленькими. Ориентировочно с 3 лет начинает формироваться представление о собственном хорошем «Я», в связи с чем происходит выставление напоказ своих достижений, хвастовство, желание быть в центре событий и внимания. Настоятельно не рекомендуется в этот период много ругать или одёргивать детей. Иначе хорошее «Я» может пострадать и у малыша возникнут комплексы.

Как побороть непослушание?

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме

Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых

Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех

Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.

Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано

И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее

Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.

Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector