Настольные игры для детей своими руками: идеи и мастер-классы

Правила и советы по выполнению

Графические рисунки по клеточкам стоит выполнять после вступительной речи учителя, разговора с классом (группой детей) и проведения подготовки:

  • Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и несколько раз подбросит его.
  • Далее на каждый слог скороговорки (чистоговорки) малыш должен поймать мяч. Так развивается чувство такта, понимание последовательности. Дети не будут спешить никуда.


Пальчиковая гимнастика способствует правильному выполнению графического рисунка

  • Мяч можно заменить хлопками в ладоши – на каждый слог ребёнок делает хлопок.
  • Пальчиковая гимнастика позволяет подготовить детей к выполнению задания. Чтобы малыши не прерывались, во время чтения и рассказов скороговорок можно раздать листы и карандаши.
  • Далее нужно объяснить план игры, чтобы дети не боялись опоздать с выполнением работы.
  • Перед началом следует прочесть несколько раз условия игры, а затем на примере показать, что может получиться, если верно и последовательно выполнять все пункты.

Перед тем, как диктовать детям задачу, нужно попросить поставить точку – это начало, откуда будет «расти» рисунок

Важно, чтобы точка не оказалась с края или в середине рисунка, который занимает много места на рабочей поверхности

Буквы, стройтесь!

В семействе «бумажных» игр с буквами и словами существует великое множество всевозможных забав, которые вы отлично знаете и в которые наверняка когда-либо играли. Это и «Виселица», похожая по своей сути на всем известную телеигру «Поле чудес», и «Типография», где короткие слова составляются из букв, входящих в слово длинное, и «Балда», в которой каждая дописанная буква помогает образовать новое слове. В эти игры вполне можно играть с детьми, но здесь имеется одно непременное и явное условие: малыш должен уметь читать. Для ребятишек, которые только-только освоили непростую науку грамоты, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей родного языка, расширению словарного запаса. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает «косу» в «козу» или «кита» в «кота». Составьте вместе цепочки таких слов. Например: «кот-рот-род-ром-ком-дом» и т.д. На этом принципе основана замечательная интеллектуальная игра, придуманная Льюисом Кэрроллом. С ее помощью можно превратить не только кита в кота, а даже из мухи сделать слона. Каждый раз, меняя в слове всего одну букву, мы постепенно продвигаемся в решении задачи и в результате получаем нужное слово. Попробуйте поиграть в эту игру с малышом. Для начала возьмите два совсем простых трехбуквенных слова, и попробуйте трансформировать одно в другое. Например, превратим «сыр» в «сок» («сыр-сын-сон-сок» или еще короче: «сыр-сор-сок»). Если кроху игра заинтересует, поиграйте и с другими словами. Конечно, основным сочинителем пока будете вы, но постепенно и малыш освоит эту непростую забаву.

Игра «Виселица» обычно очень нравится малышам. Итак, задумываем какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишем его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих ставим черточки. Задача малыша — отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть, — вписываем ее на место. Если нет, — начинаем рисовать «виселицу» — вертикальную линию. При следующей ошибке — горизонтальную (получается что-то вроде буквы г). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти восемь попыток малыш должен угадать слово. Если не получилось, — проиграл. Если успел, — его очередь загадывать слово.

К игре в «Типографию» можно привлечь и папу. Чем больше игроков — тем интереснее и разнообразнее слова. Пишем на листе бумаги какое-нибудь длинное слово (например, «типография»). Задача игроков — за пять минут составить как можно больше слов из букв, входящих в загаданное.

Если вы позабыли, как играть в «Балду», будем вспоминать. На листе бумаги расчерчивается игровое поле с крупными клетками 5×5 (для опытных игроков поле может быть 6×6 и даже 7×7). В среднем ряду пишем слово из пяти букв (в усложненных вариантах — из шести и семи букв соответственно). Теперь игроки делают по очереди ходы. За один ход в свободную клеточку вписывается буква таким образом, чтобы каждый раз образовывалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении, кроме диагонального. За каждое новое слово игрок записывает себе столько очков, сколько букв в его слове. Игра заканчивается тогда, когда заполнены все клетки или когда никто из игроков не может придумать ни одного слова. Подсчитывается количество очков. У кого больше — тот и выиграл.

А еще малыши обожают всевозможные шифровки и загадочные записки. Придумайте шифр-подсказку, изобразив каждую букву алфавита определенным значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком и т.п.). Теперь при помощи этих фигурок можно составлять для малыша секретные послания сначала всего из нескольких слов, а потом и подлиннее. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.

Развлечения для обучения

В занятиях с малышами занимательность крайне важна. Специальные игры на липучках помогут родителям провести уроки чтения. Составляют список из 10 – 12 двусложных существительных, хорошо знакомых ребенку (рыба, ложка), к каждому подбирают красочное изображение. Слоги пишут крупным шрифтом или распечатывают на карточках.

Все детали снабжают кусочками липучки, чтобы удерживались на плотной основе, оклеенной ворсистой тканью или снабженной такими же липучками. Выкладывают картинку, рядом – соответствующее слово, под ним – следующее и далее все остальные. Ребенок смотрит на картинки и «читает» слоги. После чего вторые слоги убирают и перемешивают, а малыш старается вернуть их на правильные места.

Для школьников рекомендуются такие развивающие игры, как «Алиас», полезное для мышления и речи занятие. «Инвентарь» несложный: 30 табличек с написанными на каждой 8 –10 существительными. Задание можно не глядя взять из стопки или получить с помощью кубика, фишки и поля с написанными номерами.

Один из членов команды объясняет другим участникам значение полученных слов с помощью различных фраз и жестов. Чем больше успешных отгадок из десяти, тем больше очков получает команда. Есть разновидности «Алиаса», в которые с удовольствием играют взрослые, поэтому можно смело отнести его к категории настольных игр для всей семьи.

«Виселица»

Даешь орфографию в массы! Когда я работала в школе, в такую игру мы играли с моими пятиклассниками на уроке русского языка. И именно с самыми сложными словами. Потому как опасность быть повешенным должна быть реальной. Я, конечно, имею в виду всем известную Виселицу. Вы-то наверняка ее помните, а вот дети могут и не знать о таком достойном внимания времяпрепровождении. Подарите им это знакомство, пусть радуются. 

Вам понадобятся чистая бумага и ручка. Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием (вот тут-то и можно проверить знание орфографии!). Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует схему, которая изображает виселицу с петлей. 

Можно провести такую же игру и с большой компанией, просто загадывающий будет один, а отгадывать будут все остальные

Тогда это игра еще и на внимание: придется же запоминать, кто какую букву уже называл и что ему за это было! 

Шаблоны детских поделок

Выполнение детской поделки — отличный повод провести совместный досуг малыша с родителями или проявить самостоятельность и выполнить одному целое задание! Таким результатом можно гордиться!

Бумажные цветы: более 10 инструкций по этапам

Змея из соленого теста — очень простой и натуралистичный проект для детей любого возраста.

Бумажное конструирование

Поделка морская черепаха из бумажной тарелки с бесплатными шаблонами.

Объемная поделка Кактус из бумаги

Тукан — поделка для детей из картонных бумажных тарелок, гуаши и картона. Пошаговая инструкция в теле статьи.

Поделка «Аквариум с рыбками» из бумаги, картона и пластиковых крышек подходит для детей дошкольного возраста.

Бумажные поделки

Ожерелье с русалочкой своими руками — несложная поделка для детей и оригинальный аксессуар.

Граттаж для детей: поделка-гравюра своими руками. Расскажем о технике выполнения граттаж поэтапно.

Идеи рисунков из отпечатков маленьких (и не очень) рук и ног.

Интуитивный подход

,

Пример потенциальных областей для сбора выигрышной комбинации длинной 4
  • для горизонтальной линии k = 1, k’ = 1; 
  • для вертикальной линии k = 4, k’ = 0; 
  • для первой диагонали (\) k = 0, k’ = 4; 
  • для второй диагонали (/) k = 2, k’ = 0.

Как выбрать функции G и Q

    (1)
Игра за крестики до 5
  (2)

   (3)

Что еще можно сделать

Ко всему уже изложенному, у меня остались еще несколько соображений, на счет улучшения качества алгоритма, которыми мне бы хотелось поделиться.

Игнорировать ходы, которые в принципе не могут привести к победе

Идея в том, что нет смысла производить оценку хода в некоторой линии, если количество свободных и собственных ячеек в этой линии, около ячейки, хода меньше выигрышной длины.

Объединить интуитивные рассуждения с минимаксной процедурой.

 Не смотря на то, что интуитивный подход сам по себе дает не плохие результаты, его можно применить в качестве эвристики в минимаксной процедуре. Это должно повысить качество решений, принимаемых алгоритмом.

Упростить определение терминального состояния.

Условием терминального состояния, для минимаксной процедуры, является победа одного из игроков или ничья. Если для представления игрового поля вы используете двумерный массив, то можно избежать его перепросмотра с целью найти победную комбинацию после каждого совершенного хода.
Идея заключается в том, что состояние игры изменяется в результате хода, который влияет не на все поле целиком, а только на окрестность ячейки, в которую был выполнен ход, в радиусе выигрышной длины. Достаточно проверять, не привел ли ход к завершению игры и в соответствии с этим менять состояние игрового поля.
Для ничьи, ничего умнее полного перебора предложить не могу. Были мысли по кешированию свободных клеток, но это скорее только навредит.

Сократить количество потенциальных ходов

Обычно, в качестве возможных ходов, выбираются пустые клетки поля. Но если поле имеет относительно большой размер, вариантов ходов может оказаться очень много. Есть подозрения, что достаточно рассматривать не все пустые клетки поля, а только пустые клетки в окрестности уже занятых:

Такой подход дает большой выигрыш на больших полях, практически нивелируя влияние размера поля на время действия алгоритма.

Добавить критерии оценки хода

Помимо длины, собираемой в результате хода последовательности, в роли критерия качества хода можно брать полное количество своих (или чужих) клеток в ряду:

Игра за крестики до 5.
Ход «б» приводит крестиков к победе

Теоретически, это должно позволить повысить интеллектуальность алгоритма, тк позволит строить алгоритму «вилки»

Но здесь важно аккуратно подойти к выбору функций, зависящих от таких параметров. Общее количество клеток в ряду, зачастую, будет выше количества клеток, идущих подряд, что может привести к иррациональному поведению алгоритма.

Здесь должен быть java-applet с пример моей реализации всего изложенного в статье. Если вы видите этот текст, вероятно у вас отключен Java-plugin.

открытом репозитории на bitbucketархива с документацией, исходниками и самим приложением

Головоломки

  1. Посмотри на носорога. Как много окружает его птиц. Давай-ка вместе их посчитаем. Запиши свой ответ в кружочке возле картинки. 
  2. Теперь рассмотри кабанчика. Сколько всего поросят на картинке? Ответ также запиши в круге возле картинке.

3. Слоник потерял свою тень. Давай поможем ему ее отыскать. Внимательно рассмотри слона, его контуры. Какая тень принадлежит ему и почему? Обведи ее карандашом.

4. А волк так ловко танцевал, что свою тень тоже потерял. Тщательно рассмотри каждую тень. Какая из них принадлежит именно волку?

5. А ты уже умеешь определять время по часам? Давай мы напомним тебе, как это правильно делать. Короткая стрелка указывает на часы, а длинная — на минуты. Который час? Запиши свой ответ в специальные окошки.

6. Рассмотри внимательно все карандаши. Каждый из них лежит на другом. Какой карандаш ниже всех и целиком прилегает к столу? Обведи его.

7. На новогодней картинке с ежиком убежало сразу 10 букв. Найди на рисунке 6 букв «Е» и 4 буквы «Ё». Обведи их карандашом. Затем раскрась картинку.

8. Справа от ежика интересная головоломка. Правила очень простые: вспомни, как называется каждый из предметов. Что изображено на первом окошке, угадал? Если да, то в квадратике впиши первую букву названия этого предмета. Повтори то же самое с остальными картинками. Если ты сделал все верно, то из букв в квадратных окошках получатся готовые слова.

Польза игры:

Головоломки развивают логику и наблюдательность. Это ключевые навыки, которые ребенку необходимо усвоить для успешной учебы в школе.

Кроссворды

  1. Ты уже решал когда-нибудь кроссворды? Это очень просто! Просто впиши название предмета в рамку, отмеченные одинаковой цифрой. Первый кроссворд посвящен зеленым предметам.
  2. Когда кроссворд будет закончен, повтори рисование с точками. Здесь уже более интересные и понятные фигуры.

3. Кроссворд с морскими персонажами. Ты знаешь всех этих морских обитателей? Если да, то впиши их названия.

4. А рыбка на картинке справа заблудилась. Поможешь ей найти дорогу к дому? Тогда прочерти карандашом выход из лабиринта. Понравилась игра? Для тебя есть еще множество лабиринтов для детей с персонажами мультфильмов и не только.

5. А над морем летают чайки высоко-высоко. Найди тень, которая подходит к картинке.

Польза игры:

  • Кроссворды помогают укрепить знания малыша об окружающем мире.
  • Малыш учится писать буквы и не допускать ошибок в словах.
  • Лабиринты развивают образное мышление и задействуют логику ребенка.

Если хотите играть с головоломками не только на бумаге, но и в своем смартфоне, вы можете скачать увлекательную игру на логику Totty’s brain.

Быки и коровы

Первый игрок задумывает четырехзначное число, так чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока — отгодать это число. Каждый ход, отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется корова. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется бык.

Например, первый игрок задумал 6109, а второй игрок назвал 0123. То первый игрок должен сказать: один бык и одна корова (1б,1к).

Свое слово задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

2. Виселица

«Палач» — еще одна популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.

Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует следующую схему, которая изображает виселицу с петлей.

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице.

Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумать слово.

«Заветный список»

Каждый участник чертит таблицу. В заголовки колонок вставляются всевозможные множества – в зависимости от уровня знаний и интересов участников. Это могут быть города и страны, реки и имена, фильмы и книги, артисты и писатели, спортсмены и политики, растения и животные. Один из участников (по очереди) проговаривает алфавит про себя, другой его останавливает. Надо заполнить таблицу словами, начинающимися с получившейся буквы – по одному слову на каждую графу. Если вы играете в одиночку, можно наугад ткнуть пальцем в страницу с текстом – так и найдете букву, диктующую условия.

Это отличный способ проявить свою эрудированность и оригинальность. Интересно в такую игру поиграть в малознакомой большой компании для лучшего представления внутреннего мира собеседников: в летнем лагере или даже в купе вагона дальнего следования. 

Симметричное (зеркальное) рисование по клеткам

В данном случае, представленном ниже, ребёнок видит недорисованный дом, который выполнен схематически. Клетки будут подсказывать, в каком направлении нужно двигаться, сколько клеток дорисовывать в ту или иную сторону.

Подобные занятия интересны детям постарше, которые уже понимают, что такое зеркальность и симметричность. То есть, если рисунок сложить пополам, то получится ½ всего изображения, а значит, нужно зеркально отобразить те линии, которые уже есть на листе.

Рисунки бывают разными, и здесь нет смысла указывать схема направления движения руки. Ребёнок понимает на каком расстоянии удалён квадрат, как выполнить его повторение в зеркальности, чтобы в итоге получился симметричный «аналог» того, что есть перед глазами.

Графические рисунки должны развивать мышления детей, помогать им лучше освоить школьную программу. Недаром подобные игры можно найти в интернете, заниматься всей семьёй. Если рисовать по клеткам не получается, возможно, у ребёнка появятся другие интересы – художественная интерпретация, влечение к музыке или неравнодушие к другим видам спорта/занятий.

Главное, чтобы школьный минимум не вызывал негативной реакции, тогда математика будет в радость не только в 1-ом, но и в 10 классе.

Морской бой

Целью данной игры является уничтожение объектов (кораблей) противника. Играют двое человек. События игры происходят на 2-х квадратных полях размером 10х10. Одно из полей Ваше, другое соперника. На нем вы расставляете собственные объекты (корабли) и по ним наносит удары противник. На другом поле располагает свои объекты (корабли) противник.

Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли):

1 палубный (размером 1 клетка) — 4 штуки

2-х палубный (размером 2 клетки) — 3 штуки

3-х палубный (размером 3 клетки) — 2 штуки

4-х палубный (размером 4 клетки) — 1 штука.

Объекты (корабли) не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними объектами (кораблями) должна быть как минимум одна свободная клетка (учтите, противник также не может располагать объекты (корабли) вплотную).

Когда все приготовления закончены и объекты (корабли) расставлены пора начинать битву.

Первым ходом обладает игрок, объекты (корабли) которорого расположены на левом поле. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, Вы продолжаете «стрельбу».

Игра заканчиваеся, когда один из ее участников теряеет все корабли.

Осенние вытынанки — листья на окна для детского сада

Очень красиво смотрятся именно вытынанки. Это такие картинки, где вырезается не одна фигурка, а целая композиция. Что нам понадобится для ее создания?

  1. Идея узора. Это может быть сценка…

Или же, что-то одно, например, лист дерева.

Важный момент, чтобы узор был заметен, он должен быть немаленьким!

  1. Узор может быть одноцветным, но можно его сделать и из нескольких цветов.

  1. Решите, какое и сколько пространство окна должна занимать картинка.

Если все это учесть, тогда при помощи шаблонов листьев можно создать свою картину!

Проще всего вырезать ветку и листья на ней, а некоторые листики уже кружатся — падают.

Несколько шаблонов для вырезания — кликайте по картинке и она увеличится.

А еще можно сделать листики — снежинки, правда оригинально?

Квадрат складываем по диагонали, получившийся треугольник складываем пополам, рисуем листок и вырезаем.

Вот еще шаблоны  листиков, грибов, желудей из бумаги на окна.

Тыковки с листиками и ежики также могут стать отличным дополнением осеннего декора в детском саду, школе или дома.

Вы можете распечатать шаблон, подложить под свой лист бумаги и вырезать канцелярским ножом, а можете просто обвести с экрана необходимые линии карандашом, затем на столе вырезать.

Можно украшать не только окна, а сделать из них гирлянду.

Термины и определения

Осторожно, множество похожих определений и их количество может вас оттолкнуть, но без этого базиса вы не сможете понять о чём пойдёт речь далее

  • Обычные крестики-нолики будем называть Оперативными крестиками-ноликами.
  • Игру Ultimate Tic-Tac-Toe будем называть Тактическими крестиками-ноликами.
  • Клетка — место на игровом поле в которое игроки могут поставить крестик или нолик, также называемая Оперативная клетка.
  • Оперативное поле — игровое поле Оперативных крестиков-ноликов, также называемая Тактическая клетка — 3×3 решётка из Клеток.
  • Тактическое поле — игровое поле Тактических крестиков-ноликов, также называемая Стратегическая клетка — 9х9 решётка из Клеток, 3х3 решётка из Тактических клеток.
  • Стратегическое поле — игровое поле Стратегических крестиков-ноликов — 27х27 решётка из Клеток, 9х9 решётка из Тактических клеток, 3х3 решётка из Стратегических клеток.
  • Оперативный уровень — игра в Оперативные крестики-нолики — правила ходов, условия выигрыша и ограничения.
  • Тактический уровень — игра в Тактические крестики-нолики — правила взаимодействия между Клетками и Тактическими клетками, условия выигрыша и ограничения.
  • Стратегический уровень — игра в Стратегические крестики-нолики представленная с помощью понятий Тактического уровня — правила взаимодействия между Тактическими клетками и Стратегическими клетками, условия выигрыша и ограничения.
  • Клетка текущего хода — Клетка в которую текущий игрок ставит, в зависимости от того за какую сторону он играет, крестик или нолик.

На этот момент все необходимы нам определения заданы и мы можем приступить к обсуждению самой игры.

Пазлы для больших и маленьких

Интересующимся, как сделать настольную игру для одного участника, подойдет головоломка, в которой восстанавливают изображение, разделенное на элементы – пазл. Любая достаточно сложная картинка наклеивается на картон и разрезается на квадраты, треугольники или в произвольном порядке, перемешивается. Собрать пазл тем трудней, чем больше получилось деталей и чем сложнее их форма.

Хорошая возможность, развлекаясь, подучить географию: разрезать карту по контуру границ или как-то иначе, и головоломка готова. Эти несложные в изготовлении игры из бумаги и картона любой ребенок способен сотворить достаточно трудными, чтобы надолго озадачить взрослого человека – отличный способ про стимулировать детскую инициативу.

Детали для самых маленьких должны быть простыми, удобными в обращении. Отличная основа – палочки от мороженого. Выкладывают из них площадку, наклеивают бумагу с изображением, высушивают, разрезают. Еще проще нарисовать что-нибудь тушью или фломастером прямо по палочкам, перемешать, и задание готово.

Рисовальные фантазии

Эта игра потребует небольшой подготовки. Зато потом вам будет достаточно всего лишь вытащить из шкафа заветную коробочку, и малыш из скучающего «кишкомотика» мгновенно превратится в азартного игрока, художника и фантазера. Сначала сделаем игровое поле. Для него вполне подойдет плотный альбомный лист или лист картона. Обозначьте на игровом поле старт и финиш, а между ними нарисуйте извилистую тропинку из 32 кружочков с цифрами. Теперь вам потребуются небольшие карточки по количеству кружочков (например, пачка бумаги или картона для записи). На каждой карточке ставим номер и пишем загадочные фразы вроде «нарисуй огромные красные глаза», «нарисуй ослиные уши» или «добавь петушиные лапы». Когда подготовительный этап закончен, можно приступать непосредственно к игре. Используйте фишки и кубик от любой настольной игры-ходилки или приспособьте в качестве фишек пуговицы или игрушки от киндер-сюрпризов. В процессе игры вы вместе с малышом будете создавать «бяку-закаляку кусачую». Сначала нарисуйте основу — туловище с головой любого вида, а мелкие детали вроде глаз, носа, рта, рук, ног, ушей, рогов и т.п. вы будете дорисовывать в процессе игры, опираясь на карточки-подсказки. Итак, выставляем фишки на старт и бросаем по очереди кубик. Находим карточку с тем же номером, на который переместилась фишка, читаем задание и дорисовываем нашему монстрику лягушачьи лапки, лошадиные копытца, вороний клюв или драконьи шипы — в соответствии с написанным на карточке. Вариантов игры может быть два. Все игроки или создают одно общее загадочное существо со множеством лап, глаз и хвостов, или рисуют каждый свое. Когда все фишки дойдут до финиша, рисунки сравниваются. Выясняется, у кого монстр получился самый смешной, самый страшный или самый «правильный» Можно, конечно, попытаться определить победителя, но главное в этой забаве, конечно, — сам процесс игры и творчества. Придумывать задания для карточек лучше вместе с малышом. А если кроха как раз сейчас учится читать, сделайте надписи крупными, четкими буквами. У вас получится не только занятная игра, но и тренажер для чтения. Кто же из юных фантазеров откажется узнать, что нужно дорисовать нашему «красавчику»: рыбью чешую, драконий хвост или три горящих глаза!

Существует другой, более простой, вариант этой игры. Желательно, чтобы в ней участвовали не менее трех человек, но можно играть и вдвоем с малышом. Первый игрок рисует голову (это может быть и голова человека и животного и существа неизвестного происхождения) и шею, дальше он должен загнуть лист бумаги так, чтобы голову не было видно, а осталась только шея. Следующий игрок дорисовывает туловище, которое также может быть любым (с лапами, руками, хвостом и т.д.) и опять загибает лист бумаги, чтобы уже следующий участник этого увлекательно процесса закончил начатое дело, дорисовав существу ноги (лапы, ласты, рыбий хвост и т.п.). Поскольку игроки не знают, чьи части тела изображает каждый из них, то получиться может очень забавное чудо-юдо, которое повеселит всех своим необычным видом.

«Быки и коровы»

Играют двое. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока — отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык». 

Не любите цифры? Существует разновидность этой игры с буквами. Тоже довольно увлекательно играть, но гораздо сложнее. Чтобы упростить задачу, можно на первых порах договориться загадывать слова только определенной тематической группы (имена, цветы, города, марки автомобилей…). Чем проще категория слов, тем младше могут быть игроки. Главное — проявить фантазию в организации. 

Можно играть не только вдвоем, но и целой компанией. Тогда игра будет выглядеть так: ведущий загадывает число (или слово), а все остальные выдвигают свои версии и записывают версии других. Выигрывает тот, кто первым догадается. 

«Морской бой»

Эта игра уже для тех, кто знает буквы и цифры, способен запомнить определенные правила. Напомним их для взрослых, которые наверняка играли в «Морской бой» на бумаге в детстве, но могли слегка подзабыть, сколько каких кораблей рисовать. Итак, у каждого игрока должен быть свой лист бумаги. На нем он рисует два поля размером 10 на 10 клеточек. Сверху слева направо над каждым полем проставляются буквы русского или английского алфавита (по договоренности), слева сверху вниз – цифры от 1 до 10. Затем на одном поле каждый игрок рисует «корабли», обводя одну или несколько рядом расположенных клеток. У каждого должен быть один четырехпалубный (четырехклеточный) корабль, два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных корабля

Важно, чтобы «корабли» не соприкасались «палубами». После этого игроки называют поочередно координаты точки, в которую они «стреляют», обозначая это место на свободном поле

Если «выстрел» удачный, противник сообщает, что корабль «ранен» или «подбит». Возможен и вариант «мимо», в этом случае ход переходит другому игроку. Подбитые и раненые корабли обозначаются на правом поле, чтобы не стрелять по несколько раз в одну и ту же точку. Проигрывает тот, у кого все крейсеры окажутся подбитыми, тогда как у противника останется хотя бы один корабль «на плаву».

Территориальные войны

Множество игр на бумаге предполагает сражение за территорию

Кроме азарта, они несут в себе несомненную пользу, развивая логическое мышление и внимание. Попробуйте поиграть с ребенком в игру «Коридорчики», и вы легко в этом убедитесь

Игровое поле рисуется на листочке в клеточку. Его форма и размер не имеют принципиального значения. Это может быть квадрат или любая фигура. А чтобы заинтересовать малыша, можно нарисовать елочку, собачку или другой желаемый контур. Чем младше ребенок, тем меньше игровое поле. Бумагу лучше взять с крупными клетками. Вооружившись с малышом ручками или фломастерами, приступайте к игре. Каждый игрок проводит по очереди горизонтальные или вертикальные линии на одну клеточку. Тот, кому удалось провести последнюю, четвертую линию, замыкающую квадрат, ставит внутри клетки-квадрата свой знак (крестик, нолик или любой другой). Когда все клетки игрового поля будут заполнены «вензелями», подсчитывается их количество и определяется победитель.

Игра «Феодалы», или «Точечки», будет интересна детворе постарше. «Точечки» — упрощенный бумажный вариант известной японской игры «Го». Она развивает тактическое и стратегическое мышление и является одной из самых любимых школьно-студенческих игр во время уроков и лекций. Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, а, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Для того чтобы во время игры возникало меньше конфликтных и спорных ситуаций, игровое поле лучше обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры — захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника, — они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других вам доступны любые, в том числе и свободные, земли. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего ничего специально считать и не нужно — результат очевиден. Попробуйте сыграть в эту игру не только с детьми-школьниками, но и с малышами. В этом случае сделайте игровое поле совсем небольшим — на четверть тетрадной странички или и того меньше, а бумагу возьмите с крупными клетками. Немного тренировки — и маленькие стратеги смогут составить вам неплохую компанию в бумажных баталиях.

Вспомним слоган «Сделай сам»!

Выбирая идеи для игр, берем за основу испытанное веками, как шахматы, или оригинальную придумку из Интернета, вносим свою изюминку. В создание самоделки можно и нужно включать своё, семейное, личное – имена, события, даты, увлечения, в этом отличие от «магазинной» вещи и особая прелесть.

Придать поделке не менее привлекательный вид, чем у профессионального изделия, помогут современные средства: яркие краски, фломастеры, разные виды бумаги. У многих есть цветной принтер, казалось бы: распечатай и играй. Можно и так, но лучше использовать распечатки как материал для творчества и источник вдохновения.

Домино бывает ярким

Интересные настольные игры для детей, особенно маленьких, должны отличаться от взрослых версий прежде всего внешним видом. Традиционные черные костяшки с белыми точками вряд ли надолго увлекут избалованных яркими визуальными впечатлениями современных детей.

Почему бы не заменить шесть цифр и пустышку, например, семью цветами радуги?  Можно наклеить картинки, подобрав шесть или семь предметов одной категории – фрукты, автомобили, птицы. Каждый объект обозначить цифрой для подсчета очков по завершении турнира.

Костяшками станут любые 28 продолговатых предметов, например, камушки, поисками в куче гравия можно озадачить малышей, чтобы и они поучаствовали в создании игры своими руками. Подойдут палочки от мороженого, для варианта с наклейками лучше вырезать картонные прямоугольники.

Чтобы изготовить в точности все необходимые костяшки, принцип устройства домино можно посмотреть в сети, начертить самостоятельно или разложить для наглядности готовый набор. В первом ряду будут все фишки, начинающиеся с 0, от 0 – 0 до 0 – 6, во втором – от 1 – 1 до 1 – 6, этот ряд будет на одну косточку короче. Получится удобная для восприятия лесенка, по ней ориентируются, чтобы не запутаться.

На примере домино можно показать, как делают игры из развлекательных обучающими.

Составляют список из 58 слов, которые предстоит выучить или повторить. Чтобы соблюдать правила, пишем на костяшках, как обычно, цифры, но каждую сопровождаем наклеенным рисунком. Делая ход, нужно назвать по-английски соответствующее слово или употребить его в заданной фразе, это дает право на следующий ход, иначе пропускаешь очередь, доучивая забытое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector