Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности её использования
Содержание:
- Особенности работы с материалом
- Как приготовить эпоксидный состав окрашенного вида для изготовления изделий?
- Работа с ювелирной смолой
- Подготовка материалов
- Обработка смолы после застывания
- Варианты поделок
- Правила использования эпоксидки при изготовлении поделок
- Как и из чего делают?
- Состав и свойства
- Особенности работы с эпоксидкой
Особенности работы с материалом
Эпоксидная смола – это двухкомпонентная смесь, состоящая из синтетической основы и отвердителя. При смешивании компонентов происходит реакция полимеризации, в результате которой получается готовый поделочный материал. В зависимости от соотношения компонентов можно получить жидкую, густую и твердую консистенцию. Для поделок необходим последний вариант, для которого нужно строго соблюдать пропорции отвердителя, указанные в инструкции. Они могут различаться для разных марок материала.
Сырье для поделки готовится путем постепенного введения отвердителя в основной компонент. Для этого используется шприц с нужным количеством средства.
Обязательно проводится перемешивание состава для устранения газовых пузырьков, вызывающих помутнение готовой смолы. При соблюдении технологии получается прозрачный материал с янтарным оттенком. При желании можно создать и другой цвет, добавляя краситель, но его содержание не должно превышать 5%.
Важно помнить, что реакция полимеризации происходит с выделением тепла, и температура может подниматься до +55…+60 С. Это обстоятельство должно учитываться при выборе формовочного материала и требует соблюдения мер безопасности
После затвердения эпоксидная смола легко обрабатывается. Ее можно резать ножом, обтачивать напильником и шлифовать наждачной бумагой.
Как приготовить эпоксидный состав окрашенного вида для изготовления изделий?
Чтобы приготовить эпоксидный состав окрашенного вида, добавляют специальные красители, которые должны быть равномерно распределены по всему материалу. Иначе изделия окрасится местами, красители должны быть качественными, чтобы исключить помутнение состава.
Чтобы окрасить смолу, применяют красители различного вида: масляные, типографические, акриловые и витражные. Красителя не должно быть больше 5 процентов, его добавляют постепенно, по одной капле, замечая результат. Если краситель масляного вида, то его можно предварительно положить на бумагу, чтобы она впитала излишки масла. С помощью витражных материалов, получается окрашивание прозрачного вида. Но также для эпоксидной смолы можно использовать специальные красители. Такие окрашивающие компоненты добавляются в состав перед отвердителем.
Нельзя допускать попадание влажности в эпоксидную смолу, поэтому красители на водной основе не применяются. Вода может использоваться в том случае, если потребуется выполнить мутность или разводы, таким образом, имитируют янтарь. При этом в состав добавляют всего две капли воды.
Эпоксидную смолу можно смешивать с полиэфирным составом, но эти два компонента не используются без отвердителей.
Перед заливкой состава, формы смазывают техническим жиром для того, чтобы в дальнейшем изделие хорошо вынималось. При застывании вязкость смолы постепенно изменяется, вначале она жидкая, в это время материал заливают в специальные формы простого и сложного вида. Затем смола начинает густеть, при этом можно сделать небольшую выпуклость округлого или продолговатого вида. По такому составу вручную или с помощью шаблона можно выполнить рисунок. Постепенно смола становиться гуще, и выполнение утонченных узоров на поверхности становиться невозможным, но состав в таком виде может применяться в качестве клея.
После этого смола становиться похожей на резину, липкости нет, но изделие можно согнуть в необходимую форму. При этом изделию можно придать оригинальный вид путем деформирования формы, в дальнейшем она застынет и будет твердой. На конечной стадии смола является полностью твердой, а изделие считается готовым.
После полного застывания, все дефекты и края зашлифовывают с помощью наждачной бумаги, при этом блеск изделия потеряется. Чтобы его возобновить, сверху выполняют заключительное покрытие эпоксидной смолой, и окончательную просушку.
При изготовлении украшений, отверстия выполняются с помощью тонкого сверла. Также при заливке материала в формы, в состав вставляют силиконовые палочки, которые не прилипают к эпоксидной смоле, в результате после застывания получаются готовые отверстия.
Из эпоксидной смолы можно изготавливать различные бусы, кулоны, серьги, кольца, сувениры, а также крупные изделия.
Работа с ювелирной смолой
Бижутерия – самая популярная область использования эпоксидки среди рукодельниц. Для того, чтобы делать украшения, нужно приобрести соответствующие молды. Так называют заливочные формы, которые делают из силикона или иных материалов. Они удобны в применении, из них легко извлекается готовое изделие.
Подготовка рабочего места
Для проведения работы с ювелирной смолой потребуется ровное место – небольшой столик, поднос. Покрытие основания должно быть глянцевым, не прилипающим к смоле. Применение полиэтиленовых пакетов неудобно, капли смолы намертво к ним липнут. Лучше всего обклеить поднос бумажным скотчем с блестящей поверхностью. Также можно положить на столик керамическую плитку, лист картона.
Перед работой важно приготовить все необходимые приспособления, фурнитуру, декор. Из основных материалов понадобятся смола и отвердитель (обычно идут в комплекте)
Также пригодятся:
- два шприца (иглы не нужны);
- посуда для замешивания смолы (можно брать одноразовый стаканчик);
- деревянная палочка для перемешивания массы;
- мини-дрель;
- насадки к мини-дрели для шлифовки, полировки, насадка-сверло, головка для обточки;
- средства индивидуальной защиты;
- сито;
- растительное масло или вазелин;
- пинцет.
Фурнитуру подбирают в зависимости от типа изготовляемых украшений. Это могут быть основы, соединительные кольца, швензы, коннекторы, обрамления. Экономить на фурнитуре нельзя, иначе застежки и крепления быстро испортятся. Декор для изделий выбирается самостоятельно. Это могут быть такие предметы:
- шишки;
- листья;
- цветы;
- ракушки;
- сухоцвет;
- стразы;
- бусины;
- глиттеры;
- пайетки.
Природный материал – растения, цветы – предварительно сушится между страницами книги. Готовить его надо заранее, ведь процесс сушки может занять до месяца. Бутоны надевают через ножки на нитку при помощи швейной иглы. Полученную «гирлянду» развешивают в темном шкафу, она сохнет 3-4 недели.
Подготовка смолы
Перед тем, как работать, важно ознакомиться с инструкцией к ювелирной смоле. Там будет указано, какую температуру в помещении надо поддерживать, каковы пропорции смолы и отвердителя
Обычно производитель советует работать при +25…+30 градусах и невысокой влажности – до 55 %.
Порядок работы:
- набрать эпоксидку и отвердитель разными шприцами без игл;
- налить в одноразовый стаканчик нужное количество смолы;
- малыми порциями добавить отвердитель в указанном соотношении, сразу тщательно перемешивая массу;
- размешивать средство надо в течение 3 минут, но не слишком интенсивно – это вызовет появление воздушных пузырьков.
Пузыри – основная трудность, с которой сталкиваются новички. Для сохранения прозрачности глазури нужно дать выстояться перемешанной смоле в течение 10 минут. Пузырьки выйдут на поверхность, и их можно будет проткнуть иголкой. Готовая масса должна иметь консистенцию густого меда.
Если это требуется, на данном этапе в средство вводятся наполнители. Все делают быстро, пока смола не вступила в стадию полимеризации. Обычно добавляют деревянные стружки, опилки, крошку, пробку. Надо учесть, что они сразу опускаются вниз, поэтому распределять их надо аккуратно.
Заливка
Чтобы начать процесс заливки смолой, следует подготовить мелкое ситечко. Этот способ не подходит, если в массе есть наполнители. Предварительно форму смазывают вазелином, паркетной мастикой. Это требуется только для молдов домашнего изготовления из подручных материалов. Формы из силикона, оргстекла в смазке не нуждаются, готовое изделие извлекается из них без труда.
Далее эпоксидную смолу вливают в форму, ее глубина не должна быть более 30 мм. В первые 60-120 минут состав будет оставаться жидким, но постепенно начнет густеть. Если нужно ввести декор, это делают при помощи пинцета
Важно не лить слишком толстый слой, иначе глазурь не сможет затвердеть до конца. Если декор крупный, то вливают ½ смеси, укладывают украшение, после добавляют оставшуюся смолу
Форму надо прикрыть, чтобы на поверхность не садилась пыль. Время сушки изделия – 24 часа.
Полировка
Полученные изделия из смолы нужно правильно отполировать. Для этого применяют мини-дрель с наждачной насадкой. Украшения обтачиваются нужным образом, грани при этом держат перпендикулярно дрели. Далее края можно покрыть лаком или снова развести смолу и при помощи кисточки смазать края. После полировки просверливают дырочки для закрепления колечек, застежек. Диаметр сверла не должен быть более 0,5 мм.
Подготовка материалов
Для получения эпоксидной смолы необходимо побеспокоиться заранее о приобретении полного набора материалов и инструментов. Для введения точного количества компонентов рекомендуется подготовить мерные стаканчики или одноразовые шприцы. Для дальнейшего их смешивания подойдут небольшие палочки, зубочистки или аналогичные предметы, позволяющие размешать соединяемые компоненты.
В качестве основных компонентов, из которых получают эпоксидную смолу, выступают смола и отвердитель.
В подготовленную емкость добавляют смолу и отвердитель, сразу же начиная перемешивать полученную смесь
Здесь важно мешать только в одном направлении по кругу. Это предупредит возникновение пузырьков, которые будут портить общую эстетику изделий. При соединении компонентов важно выдерживать пропорции, поскольку от соотношения компонентов напрямую зависит качество получаемого продукта
В момент работы с синтетическими продуктами важно соблюдать рекомендуемый температурный режим
При соединении компонентов важно выдерживать пропорции, поскольку от соотношения компонентов напрямую зависит качество получаемого продукта. В момент работы с синтетическими продуктами важно соблюдать рекомендуемый температурный режим. Температура не должна превышать 25 градусов тепла
Температура не должна превышать 25 градусов тепла
В момент работы с синтетическими продуктами важно соблюдать рекомендуемый температурный режим. Температура не должна превышать 25 градусов тепла
Если в процессе смешивания не удалось предупредить возникновение пузырьков, рекомендуется полученную смесь отставить, позволить ей отстояться, потом подвергнуть ее небольшому нагреванию. В таком случае пузырьки будет легче устранить, поскольку они поднимутся на поверхность.
Обработка смолы после застывания
После застывания смолы может потребоваться её обработка, поскольку состав может показаться мутным или неровным. Благодаря эластичности состава мы можем его довести до ума, а не разочаровано выбрасывать в урну, считая, что у нас ничего не вышло.
Смола после застывания стала мутной
Для шлифовки изделия подойдет наждачная бумага, а то и вовсе фрезер для полировки ногтей.
Так как пыли во время шлифовки будет много, стоит надеть респиратор, а наждачку лучше всего смачивать водой.
В этом мастер-классе от DreamWorkshop вы найдете пошаговые фото процесса создания смолы и несколько отличных советов, как сделать застывшую смолу прозрачной и гладкой с помощью самых простых инструментов.
Варианты поделок
Прелесть эпоксидной смолы заключается в том, что с ее помощью можно сделать практически что угодно – была бы фантазия, а также умение и желание работать. Рассматривать детально каждую поделку в варианте мастер-класса нет смысла – выше уже были рассмотрены общие принципы заливки древесины эпоксидкой. Более того, у вас наверняка будет не такой кусок древесины, как в чьем-либо примере, а ведь надо не подгонять его под чужой образец, а создавать свое собственное, уникальное.
Мебель
Наиболее ходовым и известным типично мужским изделием из эпоксидной смолы и древесины является столешница. Для нее идеально подходит, например, круглый спил дерева – даже если округлость неидеальная, а глубокая трещина с одной стороны ограничивает использование стола со всех сторон, то эпоксидная смола как раз призвана нивелировать все эти недочеты и сделать изделие идеально круглым. Благодаря такому подходу якобы бесполезный кусок дерева превращается в дорогой дизайнерский предмет интерьера.
По такой же логике столешницы делают и из двух (или более) раздельных кусков древесины. Фрагменты даже не пытаются подгонять друг к другу по кромке – наоборот, между ними оставляют выразительный промежуток, заполненный яркой смолой не древесного, контрастного цвета. Такой шов будет удерживать стол достаточно надежно, чтобы он не развалился под полезной нагрузкой, а тонкий слой прозрачной эпоксидки по всей поверхности изделия защитит деревянную сердцевину от гниения.
Освоив производство столешниц любой формы из древесины и эпоксидки, можно начинать изготавливать фасады для кухни. Схема изготовления та же, просто конечная «плита» получится намного больше. Как правило, ее делают из нескольких срезов дерева, сделанных в высоту, – благодаря этому конструкция выглядит так, будто она сделана из неотесанных и крайне грубых досок. В таком варианте можно сделать как один только фартук над рабочей поверхностью, так и полноценную обшивку целой стены.
Украшения и сувениры
Из эпоксидной смолы и древесины необязательно делать только те предметы, которые априори стоят дорого – если вы умеете и любите работать руками, можно изготовить для друзей и близких приятные сувениры.
Самый просто пример – обыкновенный брелок для ключей. Если вы читали выше, как сделать столешницу из обозначенных материалов, то с брелоком тоже проблем не будет – по сути, вы делаете все то же самое, только в сильно уменьшенном масштабе! Чего будет больше, древесины или эпоксидки, и какая между ними будет пропорция – решать только вам. Брелок, в отличие от столешницы, необязательно должен быть идеальным прямоугольником – ему вполне можно бережно сточить углы, закруглив изделие во всех плоскостях. Получившаяся поделка может найти себе применение и иначе – в нее можно продеть цепочку и носить украшение в качестве кулона.
Некоторые мастера изготавливают своими руками еще и ручки – почему бы и нет, это ничуть не худший подарок на память, чем кулон. В качестве основы берут тонкую деревянную трубочку, которую можно выточить из небольшой веточки. Стержень надо защитить от попадания эпоксидной смолы внутрь него, а затем залить всю заготовку текучей массой, дождаться отвердения и зашлифовать.
Другие
Как и в случае с любыми другими поделками, наиболее простая методика для изготовления разделочной доски – взять примерно подходящий по форме и размеру фрагмент древесины и просто заполнить его выемки, трещины и сколы эпоксидной смолой. Особенностью материала является то, что он токсичен для человека только в жидком виде, тогда как после завершения полимеризации он прекращает выделять какие-либо опасные пары. Это означает, что разделка мяса, рыбы, овощей и других продуктов на такой разделочной доске не будет риском для здоровья домочадцев, зато на кухне появится еще один красивый и стильный предмет обихода.
В последние годы довольно распространенной поделкой из рассматриваемых материалов стала ваза с характерными трещинками в толще древесины. Она выглядит особенно эффектно благодаря тому, что процесс ее изготовления, на первый взгляд, кажется очень сложным – кажется, что из потрескавшегося дерева выточили емкость, не разломав ее окончательно, а затем аккуратно залили трещины. На самом деле мастера поступают намного проще – они берут цельный сосновый брус, для которого при сушке образование трещин довольно типично, и сразу заливают трещины смолой.
Правила использования эпоксидки при изготовлении поделок
Чтобы поделки из эпоксидной смолы своими руками вышли качественными и долго радовали глаз, необходимо помнить об основных правилах работы с этим материалом. А именно грамотно замешивать смолу с отвердителем. Правильные пропорции обычно указываются в прилагаемой инструкции, и каждый производитель может рекомендовать свои данные. В классическом варианте на 10 частей смолистой субстанции берется 1 часть отвердителя-катализатора
Внимание следует уделить и использованию форм для заливки
С использованием молдов
Мастер-класс по эпоксидной смоле часто проходит с использованием молдов. В основном эти формы используются при изготовлении небольших сувениров или украшений. Применение молдов (специальных форм) помогает придать эпоксидке нужную форму. Для этого в молд заливается приготовленная субстанция и оставляется до полного застывания.
Достоинства молдов
Работать с готовыми формами очень легко, а бижутерия и небольшие сувениры получаются в идеальном виде. Но помните, что для молдов используются такие материалы, которые не склеиваются эпоксидкой. Учитывая, что стенки форм гладкие, будущие изделия подвергают минимальной финишной обработке.
Готовые силиконовые молды можно приобрести в специализированных магазинах. Эти комплектующие представлены в самых разнообразных формах и видах. Но при необходимости сделать такие формы можно и самостоятельно. Для работы лучше взять двухкомпонентную силиконовую жидкую основу (например, Силифлекс, Пентасил, Эластолюкс или Копипаста). Для дополнительного катализатора используется Платинум.
Молды придают форму изделиям
Варианты заливки смолы в молды
Есть несколько вариантов заливки жидкой субстанции в формы. Наибольшую распространенность получили два способа:
- В молд предварительно закладываются элементы дизайна. Они аккуратно заливаются приготовленной эпоксидкой. Такой вариант лучше использовать, если не требуется строгое упорядочивание элементов, а предусмотрено по дизайну их хаотичное расположение.
- Если дополнительные включения довольно тяжелые (например, цепочки, монеты, металлические пластинки и пр.), в форму вначале заливается смола. А затем укладываются элементы дизайна. Они расправляются и располагаются согласно задуманному эскизу (используют зубочистки или деревянные палочки).
Использование силиконовых молдов существенно облегчает работу мастера и улучшает вид готового изделия. Но применяются они при изготовлении небольших деталей и украшений. А что использовать, если задумано создать массивные изделия из дерева и эпоксидной смолы? В этом случае поможет применение рамок.
С использованием рамок
Есть еще одна разновидность заливки смолистой субстанции при изготовлении красивых поделок. Например, крупные изделия и украшения из эпоксидной смолы и дерева изготавливаются с применением рамок. В этом случае масса заливается на горизонтальную поверхность.
Готовые оправы
Различные поделки из эпоксидки могут быть такой задуманной формы, для которой нельзя подобрать готовый молд. В этой ситуации на помощь приходят различные рамки и оправы для смолы. Благодаря им эпоксидку можно разместить в оригинальную и необычную оправу. Для заливки массы в готовые оправы лучше после предварительного их приклеивания на скотч. Это не даст субстанции разлиться за ограниченные пределы.
При работе в центр рамочки можно уложить любое дополнение. Даже фотографию или рисунок. В итоге получаются эксклюзивные кулоны, красивые украшения. Купить готовые обрамления для работы можно в любом магазине товаров для рукоделия.
Самодельные рамки
Рамки, сделанные собственноручно, позволяют выйти умельцу на новый творческий уровень при работе с эпоксидкой. Такой вариант активно используется при создании работ с включением деревянных частей. Правда, для этого требуются определенные навыки и различные инструменты для работ по дереву. Для рамок используются различные материалы, такие, на которые эпоксидная смола не действует.
Как и из чего делают?
Прежде чем приступать к работе, надо понять, как правильно выбирать материалы. Как правило, древесину можно с одинаковым успехом залить любой эпоксидной смолой, независимо от марки и страны выпуска. При этом следует делать различие между собственно смолой и эпоксидным клеем – последний уже имеет в своем составе отвердитель, он заметно гуще, работать с ним удобно только для склеивания плотно прилегающих друг к другу деталей, но не для заливки форм.
В продаже можно найти как уже колоризованную смолу, так и полностью прозрачную, «стеклянную». В большинстве случаев мастер хочет, чтобы красота дерева была заметна, подчеркивала общий эстетизм изделия, потому прозрачные массы пользуются более высоким спросом. Тем не менее это не аксиома, ведь многое зависит от особенностей творческого замысла автора – например, если между двумя половинками столешницы задумана огромная «трещина», то ее можно целенаправленно заполнить эпоксидкой подчеркнуто густого цвета. При этом не забывайте, что поделка должна быть покрыта смолой полностью, потому цветной все равно будет только сердцевина, тогда как наружный слой, обволакивающий дерево, останется прозрачным.
Что касается самой древесины, то она тоже годится практически любого вида, лишь бы ее поверхность вызывала хоть какие-нибудь эстетические впечатления. Очень часто для изготовления поделок используют те куски дерева, которые, казалось бы, не годятся уже никуда – разве что в топку
Спил или слэб – отличная основа для будущей столешницы, и даже не так важно, что круг получается неидеальным или треснувшим, ведь для исправления недостатка как раз и будет использована смола
В процессе обработки заготовки надо помнить о том, что дерево априори не является однородным материалом, а эпоксидка при всех своих суперспособностях все-таки не может заполнить абсолютно все пространства в древесной толще. Если в спиле осталось немного воздуха, из-за температурных перепадов во время застывания эпоксидного слоя в нем могут образоваться пузырьки, выделяемые сжимающейся и расширяющейся сердцевиной. Чтобы этого избежать, необходимо выполнить температурную стабилизацию древесины, обеспечив одинаковые условия хотя бы на 2-3 часа. Опытные мастера не рекомендуют выполнять работы на улице, поскольку там риск смены температуры выше. Если альтернативы у вас нет, тогда хотя бы работайте после обеда, когда жара уже не пиковая, но и не падает быстро
Обратите внимание, что в тонком слое эпоксидной заливки пузырьки всегда вероятны в меньшей степени – даже образуясь, они успевают пробиться в атмосферу
Если древесина сама по себе не создает впечатления прочного каркаса, можно пропитать эпоксидкой всю ее толщу. В этом случае поступают как раз наоборот – нагревают рабочую поверхность, чтобы дерево расширилось и его поры максимально раскрылись. Из-за прогрева смола тоже становится более текучей и легче проникает в малейшие щели. Только после того как пропитанный брусок просохнет, его можно покрывать финишным слоем, но после завершения пропитки температуру опять придется контролировать, удерживая на относительно низком уровне.
Несмотря на все предосторожности, появление воздушных пузырьков все-таки возможно, особенно если мастер – новичок в этом деле. Распространенная ошибка в этой ситуации – попытки прогреть заготовку, чтобы смола «подтаяла» и выпустила воздух, но так делать не стоит, иначе разогретое дерево может произвести еще больше пузырьков
Если пузырьки маленькие, до момента полного застывания эпоксидки лучше всего аккуратно прокалывать их тонкой иглой. Альтернативный метод – опрыскивание смоляной поверхности спиртом из пульверизатора, но тогда появляется риск испортить поделку, ведь смола может потерять прозрачность или изменить цвет в опрысканном месте. Если же пустоты получились довольно большими, то после полного застывания эпоксидной смолы их надо высверлить, зачистить, обезжирить и залить заново.
Состав и свойства
Эпоксидная смола, пригодная для творчества, выпускается в нескольких вариантах. Между собой составы различаются цветом и консистенцией, а также эксплуатационными характеристиками. Наиболее популярный вариант имеет маркировку ЭД-20, делится на продукцию высшего и 1 сортов. Второй вариант считается промышленным, густеет и схватывается спустя не более 4-х часов после смешивания. Смола 1 сорта идет на нужды химического, авиационного производства, судостроения, используется в производстве клеевых и герметизирующих составов, применяется в электротехнике.
Высокосортная разновидность идеально подходит для декоративных целей. Такая эпоксидная смола ЭД-20 очень прозрачная, вязкая, удобна в работе, изделия из нее отличаются декоративностью. При добавлении отвердителя правильная смесь получается без пузырьков, хорошо держит заданную форму. В ювелирном и поделочном искусстве используют и другие похожие компаунды: ЭД-16, ЭД-22.
Среди характерных особенностей, которые присущи эпоксидной смоле после кристаллизации, можно отметить несколько ее свойств.
- Высокая способность к адгезии с разными типами поверхностей. Она хорошо связывается с керамикой, металлом, стеклом, взаимодействует с полимерами, бетоном, древесиной.
- Свойства диэлектрика. Смола обладает крайне низкой токопроводностью, может применяться для изготовления декоративных светильников.
- Устойчивость ко внешним воздействиям. Застывший компаунд хорошо переносит механическую обработку, влагостоек, не боится перепадов температур и контакта с химическими веществами.
- Экологическая чистота. Материал абсолютно нетоксичен как при создании поделок, так и после полного отвердения.
Благодаря этим свойствам эпоксидная смола приобрела популярность в ювелирной и декоративной отраслях. Из нее делают украшения, предметы домашнего обихода, отливают столешницы и раковины для сантехнических нужд.
Состав всех видов эпоксидной смолы одинаков. В него входят 3 основных ингредиента:
- натр едкий;
- дифенилолпропан;
- эпихлоргидрин.
В зависимости от типа компаунда пропорции веществ меняются. Кроме того, производители добавляют в состав присадки и вещества, позволяющие повысить художественные свойства, упростить работу с материалом. Помимо самой основы, для получения пригодной к работе смолы необходим отвердитель — вещество, превращающее жидкий и тягучий состав в монолитный. Именно он отвечает за процесс кристаллизации, обычно прилагается к выбранному компаунду, но иногда может приобретаться отдельно.
Для того чтобы эпоксидная смола для творчества имела оптимальную консистенцию и другие показатели, в нее добавляют пластификаторы, обеспечивающие улучшенную прочность или эластичность материала, увеличивающие его гидрофобные свойства. Чаще всего это средства с маркировкой ДБФ, ДЭГ-1, S-7106. Если для творчества используется низкосортное сырье, применение добавок поможет улучшить его показатели. В специальном компаунде для творчества они уже присутствуют в нужном объеме.
При длительном хранении эпоксидная смола для творчества, как и ее промышленные аналоги, становится более вязкой. Устранить проблему помогают растворители, для этого обычно хватает уайт-спирита
Впрочем, использовать столь агрессивные жидкости стоит только в крайнем случае — они предназначены для технических нужд, требуют крайне осторожного обращения. Убрать с рук следы смолы можно ацетоносодержащими косметическими жидкостями
Для увеличения декоративных свойств изделия, помимо глиттеров и красителей, часто используются и другие вещества или фракции. Среди наполнителей, применяемых наиболее часто, можно выделить несколько вариантов.
Измельченные в крошку минералы и горные породы. Интересно выглядят гранат, змеевик, мрамор, травертин. Можно использовать даже обычный мелкий гравий.
Не слишком хорошей идеей является добавление в состав эпоксидной смолы заполнителей с высокими показателями гигроскопичности. К ним относятся все виды минеральной пудры — от зубного порошка до талька. Они также помогают получить белый цвет материала, но делают его более хрупким и уязвимым для внешних угроз.
Особенности работы с эпоксидкой
Древесина по структуре неоднородна, потому внутри ее частей может скопиться воздух, вокруг которого образуется вакуум. После смены температуры материал расширяется или сжимается, потому до момента полного застывания на поверхности часто появляются воздушные пузырьки, вышедшие из внутренних полостей древесины.
Чтобы дефектов не было, нужно стабилизировать температуру в помещении на 2-3 часа после заливки эпоксидки. Желательно не работать на улице либо выбирать время после обеда, когда солнце не такое жаркое. Если предполагается выполнить толстый слой эпоксидки, лучше поделить работу на 2 этапа. Риск появления пузырьков в тонких слоях ниже.
Пропитывание древесины эпоксидкой
Для качественного пропитывания дерева эпоксидным составом основу, напротив, нагревают. После расширения пор древесины они отлично впитают массу, которая тоже станет очень жидкой при контакте с горячей поверхностью. После застывания пропитанного дерева его сверху покрывают финишным слоем. При сушке вновь придется контролировать температуру, чтобы воздух не вышел на поверхность.
Устранение воздушных пузырьков
Случается, что пузырьки все же появились на верхней части заливки. Греть изделие не надо, это может вызвать образование новых пузырей. Лучше применить тонкую иглу, прокалывая воздушные «шарики». Еще один вариант их удаления — сбрызгивание смолы спиртом из пульверизатора. Хотя в этом случае есть риск изменения цвета или степени прозрачности массы. Крупные пузыри убирают уже после застывания смолы. Их просверливают, вычищают, обезжиривают и повторяют заливку.