Как помочь ребенку выучить таблицу умножения в игровой форме. таблица умножения в стихах

С чего начать?

Бывает, что ребенок недостаточно хорошо усвоил суть умножения в школе. В этом случае первые шаги будут направлены на заполнение этого пробела в знаниях. У детей в младшем школьном возрасте недостаточно развито пространственно-логическое мышление, поэтому все задачи решаются практически.

Например такие:

На 3 тарелках лежит по 4 конфеты. Сколько всего конфет?

Конфеты можно разложить в настоящую посуду и посчитать или изобразить условие задачи в виде рисунка. Затем составить пример «4+4+4», который заменить умножением «4*3» (берем по 4 конфеты 3 раза).

Во дворе 5 кошек. Сколько всего у них глаз?

Сравнивается написание «2+2+2+2+2» и «2*5». В каком случае запись занимает меньше места? Сколько выполняем действий? Как легче и быстрее найти ответ на вопрос?

Эти примеры позволяют понять, что умножение заменяет сложение одинаковых чисел. А если запомнить, какой получается результат в разных случаях, то можно быстро найти ответ на поставленный вопрос.

Почему нужно использовать таблицу Пифагора

Учителя — математики с многолетним стажем жалуются, что в данное время напечатанные на обложках таблицы не являются правильными. А вернее, это не таблица умножения как таковая.

На ней ребенок видит обыкновенные примеры. И в голове у него уже возникает естественный вопрос: что это за наука математика, если в ней примеры называют таблицей. Конечно, никакой легкости, да и желания выучить материал такая таблица абсолютно не вызывает у ученика.

Если ребенок плохо запоминает этот основополагающий материал, то дальше все трудней и трудней становится. Следующие темы бегут одна за другой, а уровень обучаемости все падает и падает. К тому же постоянные плохие оценки и нарекания учителей и родителей отбивают у детей всякое желание учиться. Тем более что, наверстать упущенное совсем непросто. Программы сейчас довольно сложные как для детей, так и для взрослых.

Так какой же выход? Как совместными усилиями легко и просто выучить детей умножать числа? Да и хочется, чтобы ребенок полюбил математику — ведь это очень интересный предмет.

В чем преимущество?

Начнем с того, что представим настоящую таблицу, которая называется таблица Пифагора. А выглядит она так:

  1. Это действительно таблица. А еще по ней интересно заниматься и все понятно.
  2. Здесь нет лишней информации.
  3. Можно подумать и попробовать по ней позаниматься. Хотя бы потому, что это не примеры.
  4. Просто положите табличку в дневник или книгу по математике, и ребенок постоянно будет видеть перед собой эти цифры.
  5. Со временем он выучит их и, главное, не назовет неправильный ответ: например, 4х4 = 16 и ребенок не скажет 17, потому что такого числа в таблице вообще нет.
  6. Запоминать нужно здесь намного меньше, да и закономерности малыш быстро научится находить. Это не только его заинтересует, но и вдохновит и дальше изучать материал. А педагогу и родителям стоит поддерживать, поощрять и хвалить маленького исследователя. Ведь даже не научившись умножать, ребенок уже начал понимать связь между числами.
  7. Наш мозг так устроен, что везде старается найти симметрию. Поэтому в этой таблице, в которой становится понятно, что от перестановки чисел множитель не меняется, ребенок и видит эту удивительную равномерность. Это может стать первым шагом к более углубленному изучению математики.
  8. Упрощается задача запоминания еще и тем, что достаточно выучить только половину таблицы: 4х6 мы запоминаем, а 6х4 будет аналогично.

9. Можно показать чаду и такой фокус: если указать пальцем в любое число, а потом провести ровные линии в разные стороны, то получится определенное количество квадратиков. Числа по бокам и есть нужные.

Многие такую таблицу делают в увеличенном варианте и вешают над столом, где обычно делает ребенок уроки. Таким образом, она всегда на виду и помогает не только во втором классе, но и в старших. Здесь заложены и основы геометрии (квадрат, сумма сторон), а еще можно легко и просто не только умножать, но и делить. Расскажите сыну или дочери, что умножение — это не каждодневная нудная зубрежка, а способ быстро произвести нужные вычисления.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Отмечайте прогресс

Самооценка ребенка в восемь лет очень хрупка. Обязательно не забывайте хвалить юного математика за отличную память и умение ориентироваться по таблице умножения. Когда ему удастся освоить произведение единицы или десятка, устройте небольшой праздник. А потом переходите к следующим столбцам.

Нет необходимости запоминать таблицу в строгом порядке от 1 до 9. Ребенку гораздо проще осваивать разнобой:

  1. единица и десяток;
  2. ноль;
  3. пять;
  4. пары и четверки;
  5. тройки и шестерки;
  6. восьмерки;
  7. девятки;
  8. семь.

Перед каждой новой ступенью закрепляйте предыдущий материал вразброс. Хорошо, если ребенок самостоятельно придет к выводу о том, что семерка — это сумма произведений одного числа на 3 и 4. Упражняйтесь с наглядной таблицей до тех пор, пока память школьника не начнет выдавать ответы автоматически.

Закрашивайте или штрихуйте те ячейки в таблице, которые хорошо освоены, чтобы ученик видел свой прогресс. Лучше всего делать это после каждого занятия. Но возвращаться к упражнениям на уже изученные примеры — обязательно.

Игровые формы запоминания

  1. По завершению просмотра мультфильмов «В стране невыученных уроков», «Человечка нарисовал я», «Остров ошибок» и др. назвать примеры, в них услышанные или увиденные.
  2. Сделать карточки, с одной стороны которых написать выражения («1 × 0», «0 × 1», «2 × 0», …, «10 × 10»), а с другой — ответы («0», «0», «0», …, «100»). Собрать колодой. Перетасовать. Брать по одной карте, называть произведения и сравнивать с ответами на противоположной стороне. Если верно, то складывать в одну стопку, а неверно, то — в другую. Когда колода кончится, повторить со стопкой неверно названных отгадок. И так, пока на все примеры не будут решены правильно. Можно назначить приз, если ребёнок допустит, скажем, только три ошибки.

Помогите ребенку понять смысл умножения

Первое, что нужно сделать, — объяснить удобство умножения. Вы можете начать изучение таблицы умножения задолго до ее появления в школьной программе. Например, заранее расскажите, что существует такое волшебное математическое действие, которое позволяет не складывать поочередно одни и те же числа, а в одно действие получить результат.

Наглядное чудо

Предположим, в семье есть традиция подсчитывать расходы за месяц.

Попросите ребенка принять участие в домашней бухгалтерии. Он ведь у вас уже такой взрослый и даже сам ходит за хлебом!

Задание: посчитать, сколько денег потребуется, чтобы в течение месяца покупать хлеб по 20 рублей. Возьмите простой перекидной календарь и пишите каждый день в нужной ячейке:

Пускай юный математик посчитает нарастающим итогом каждый день или сразу весь месяц. А потом просто покажите ему как волшебство единственное действие:

Этот прием — своеобразная презентация важного навыка. В результате родители получают неплохой мотивационный инструмент для ребенка: «Давай учить таблицу умножения, чтобы можно было легко и быстро считать»

Школа математических фокусов

Фокусы с числами не должны заканчиваться на подсчете семейного бюджета. Теперь предложите своему второкласснику самостоятельно найти взаимосвязь между сложением и умножением. Разберите с учеником задание-продолжение.

— Два дня подряд мы с тобой покупали чупа-чупсы по 9 рублей. Сколько денег мы на них потратили?

— 9+9 = 18 рублей, — ответит школьник.

— А если я буду покупать тебе такие конфеты всю неделю, сколько денег я потрачу?

— ?.. В неделе 7 дней, значит: 9+9+9+9+9+9+9=…, — задумается и станет долго считать. Позвольте ему дописать пример и получить 63.

— А давай попробуем посчитать по таблице умножения? Смотри (покажите таблицу на обороте тетради) — сколько дней подряд я покупаю конфеты?

— 7! — выберите столбец на 7.

— А сколько стоит каждая конфета?

— 9 рублей! — найдите строку на 9.

— Смотри, сколько получается?

— Тоже 63! Ого!

— Калькулятор тоже знает таблицу умножения. Смотри: 7 умножаем на 9, равно 63. Видишь, как быстро! Здорово?

— Да!

Ведите диалог занимательно, старайтесь увлекать ребенка, создавать интригу, указывать на «чудесные» свойства чисел.

Другие удивительные и простые закономерности

Мальчики и девочки быстро понимают, что умножение — это облегченное сложение. Сразу же можно поведать и о других интересных закономерностях произведений:

Умножение на единицу: число, умноженное на единицу, остается неизменным. Тут удобно считать звезды или сто-тыщ-миллионы. И даже самое большое число не изменится при умножении на единицу.

«Я каждый день даю тебе в школу по 1 яблоку. Сколько яблок за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

Умножение на ноль: даже самого большого в мире числа не будет, если его умножить на ноль. Можно что-то перекладывать из коробки в коробку и использовать синонимичное нулю слово «Ни разу».

«Ты каждый день уходишь и не берешь с собой яблоки. Сколько моих яблок ты не съешь в школе за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

Умножение на 10

Здесь важно объяснить, куда дописывать нолик. В школе дети разбирают, что такое разряды и почему ноль дописывают именно справа

Дома достаточно повторить правило.

«Первый множитель «такой-то», второй — 10. Чтобы получить значение произведения, нужно дописать нолик к первому множителю справа».

Умножение на 100, 1000 и более лучше пока отложить, если только ребенок сам не задаст вопрос.

Простой способ заучивания таблицы для школьников

Как показывает практика, школьники не любят учить таблицу умножения, считая это занятие довольно скучным и бесполезным.

Детки очень расстраиваются, когда родители заставляют их разбираться с непонятным для них набором цифр. Но если подготовится к данному заданию заранее, можно освоить таблицу за 5 минут.

Полезные рекомендации специалистов

По словам математиков, к изучению таблицы необходимо приступать тогда, когда ребенок расположен к учебному процессу, не уставший и не голоден. Кроме того, не нужно превращать занятия в «зубрежку».

  • Детки, которые лучше воспринимают информацию на слух, любят знакомиться с новым материалом в стихах и при разговоре. Поэтому им таблицу умножения лучше предоставлять в песнях или обучающих видео.
  • Ученикам, которые быстрее запоминают материал благодаря зрительной памяти, лучше подготовить таблицу на цветном листе с крупным шрифтом.
  • Также, можно придумать специальную игру-раскраску. Кроме того, детям с визуальным восприятием очень нравятся развивающие мультфильмы, где любимые герои являются учителями.
  • Есть еще категория детей, которая любит учить новый материал благодаря ощущениям и чувствам, поэтому нужно отметить этот фактор и воспользоваться карточками.

Ошибкой многих родителей является то, что они заставляют детей учить таблицу, которая представлена в примерах на последней странице тетрадки. Лучше всего заниматься с таблицей, именуемой «таблицей Пифагора». Дело в том, что в ней отсутствует мусор и информационный шум.

Желательно распечатать таблицу Пифагора на лист и заламинировать, чтобы она постоянно сопровождала ученика в школе и во время выполнения домашних заданий. Это поможет ему усвоить то, что математика – не сухая наука, что в ней нужно размышлять.

Находим подход к ребенку грамотно

Каждый родитель должен объяснить малышу принцип умножения. Все взрослые знают, для того чтобы 2 умножить на 3, то первую цифру 2 необходимо сложить 3 раза, записать 2+2+2=6.

Табличку на 2,5 и 10 выучить очень просто, буквально за 5 минут. Для этого следует объяснить принцип умножения, и дальше следовать простой математике. Как правило, дети, которые закончили первый класс, быстро считают до ста и им не стоит туда переводить единицы в десятки.

Поэтому, чтобы умножить определенное число на 10, нужно добавить к цифре 0 и озвучить полученный ответ.

Полезные советы для родителей

Важно подумать заранее, как лучше похвалить ребенка за его первые успехи в изучении. Пусть это будут приятные мелочи, которые будут радовать его и прибавлять вдохновения.
Если школьник грустный и у него нет настроения, необходимо подобрать такую методику, которая не будет отбивать желания заниматься

Важно грамотно мотивировать второклассника и объяснять, что таблица очень важна для комплексного развития.
При первом взгляде на таблицу, на огромный набор цифр, ребенок может запаниковать. Поэтому нужно подобрать правильные слова, сказать, что заниматься с ним будете постепенно, с регулярными перерывами на отдых.
Не нужно сравнивать школьника со сверстниками, так как каждый имеет свой темп изучения и запоминания.
Если первое занятие не принесло результата, не стоит отчаиваться. Важно говорить, что ошибаются все, и без них невозможно достигнуть больших высот. Все получится, нужно только время.
По словам специалистов, для изучения каждого числа понадобиться один день, а если детки запоминают медленно, то нужно больше времени. Не стоит торопиться, когда ребенок запомнит механизм расчета, дело пойдет быстрее.

Как видно, все не так сложно, как кажется на первый взгляд, главное, помнить, что процесс запоминания должен приносить ребенку радость, а не тягость.

Вместо вступления

Таблица умножения — неминуемый этап в жизни каждого ребенка. Но как заставить выучить таблицу умножения своего ребенка, чтобы это не выглядело пыткой?

Есть несколько способов, позволяющих ребенку выучить таблицу умножения до школы.

Зубрежка

Самым распространенным способом является зубрёжка. Этот способ пользовался популярность сравнительно долгое время. Плюсы этого способа в том, что он экономичный, время сберегающий и не требующий от родителей каких бы то ни было навыков. Минусы этого способа обучения — непонимание сути предмета, в данном случае таблицы умножения, а так же вероятность, отбить у ребенка желание обучаться.

Игра

Наиболее продуктивным способом обучения детей дошкольного возраста на данном этапе развития является игра, а основной деятельностью — игровая. В настоящее время, существует множество игр, призванных обучить вашего ребенка всему, что возможно. Не исключением является и таблица умножения. Если вам не хватает времени сделать наглядный материал своими руками, а на это обычно никогда не хватает времени — приобретите его. Безусловный плюс фабричного наглядного материала — это эстетичность.

Вот несколько примеров таких игр:

  • Таблица умножения для непосед «Семечки и орешки» — весьма занимательная игра, с помощью которой ваш ребенок с интересом будет осваивать каждый новый столбик таблицы.
  • Разучивание таблицы умножения в стихах.

Умножив два на единицу,

Получим ДВОЙКУ — лебедь-птицу,

Спасает каждый ученик

От этих «птичек» свой дневник.

Таким образом, записана таблица умножения.

Вашему ребенку будет легче запомнить стихи в виду свойств его молодой памяти, нежели обычное выполнение заданий, но в данном случае, на мой взгляд, существует опасность — необдуманного заучивания материала. То есть он может встать и рассказать всю таблицу умножения с помощью подобных четверостиший, а спроецировать на пример не сможет

Если принять это во внимание, и четверостишье не забывать закреплять наглядностью, то все у вас получится

Используем компьютер

Изучение таблицы умножения с помощью компьютерной программы. Этот способ достаточно прост в использовании. Скачивайте программу, а она, в свою очередь, уже обучает вашего ребенку всей таблице умножения. Безусловная экономия времени и средств, но прежде чем настолько упростить обучение, подумайте над тем, как бы, ни усложнить жизнь впоследствии.

Надеемся, эти советы и ваше желание помогут вам разобраться в вопросе, как научить ребенка таблице умножения.

Условия изучения умножения

1 условие, которого вы должны придерживаться, это систематичность занятий, проще говоря, ежедневность.

2 условие, игровая форма подачи материала. Ваш ребенок достаточно мал, у него еще не сформировано образно-логическое воображение, поэтому объяснение на словах, не дадут видимого эффекта, пусть они и будут ежедневными с какими-то записями, они только запутают малыша.

Так как ребенок в дошкольном возрасте, воспринимает мир через все системы органов чувств, ему просто необходимо: видеть, слышать, чувствовать. Продолжительность занятий 15-20 минут.

3 условие — объяснение материала. Материал, должен быть структурирован и логично выстроен не только для вашего же удобства, но и для облегчения понимания ребенка

Важно объяснить ребенку, что умножение — одна из четырех математических операций (сложение, вычитание, умножение, деление) заключающаяся в сложении одинаковых слагаемых, определенное количество раз

Покажите ребенку примеры, 5+3, параллельно показывая карточку с 2+2+2+2, или 8+1 параллельно, показывая карточку 3+3+3, и спросите, какой из примеров проще посчитать? Вероятно, он ответит, тот, который короче.

Как объяснять?

Приведите ему примеры простых задач из жизни. Например, К Маше придут 3 подруги, она хочет каждой дать по 2 яблока. Сколько всего яблок нужно попросить Маше у бабушки? Посчитайте вместе с ребенком, а затем запишите в 2-х вариантах: сначала как сложение 2+2+2=6, затем как умножение 2*3=6.

Объясните ребенку суть наглядно. Если он скажет, что проще сложить. Объясните, что есть большие числа и ему будет трудно, например, 3*9, записывать 3+3+3+3+3+3+3+3+3=27. Для начала учите ребенка считать двойками — 2, 4, 6, 8 и т.д. Затем тройками — 3, 6, 9. Всегда используйте наглядный материал, пусть ребенок перебирает пуговки, палочки, раскладывая их по кучкам. Параллельно счету, не забывайте записывать примеры наглядно, чтобы ребенок видел, как это выглядит на письме.

Дальше — интереснее!

Школьная программа с каждым годом становится сложнее. Усвоить те знания, которые даются в школе, удается не всем детям. Довольно непросто и выучить таблицу умножения ребенку. Но как бы ни было сложно, ее нужно знать. Что делать, если традиционные методы не помогают? Используйте следующие методы.

Эффективные методы

Стихи

Механическое заучивание таблицы умножения большинству детей кажется скучным занятием. А если ребенку скучно, то и обучение идет не так, как хочется. Гораздо веселее заучивать веселые стишки или песенки. Использовать рифмы можно для тех чисел, которые даются тяжело. Например, умножение на 6 или 7.

На «ютуб» есть большое количество песенок и стишков для разучивания таблицы умножения с помощью стихов. Выберите числа, которые не поддаются вашему чаду, и предложите ему альтернативный вариант заучивания таблицы умножения.

Игра

Дети младшего школьного возраста любят играть, поэтому можно использовать этот прием для заучивания таблицы умножения. Большой популярностью для запоминаний математических операций пользуется игра с карточками. Приготовьте несколько карточек, напишите на них готовые примеры.

Карточки перемешиваются между собой. Задача ребенка – решить все предложенные примеры. Если он не знает ответа, то карточка возвращается в игру. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не решит все задания. В конце остаются карточки с самыми сложными примерами. У ребенка есть возможность повторить их несколько раз, что положительно влияет на запоминание.

Рисование

Для этого метода также понадобятся карточки с примерами. Однако в этом случае рядом можно написать ответы. Числа из примеров нужно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать им «глазки», «носики», различные украшения. Этот вариант подойдет детям, которые любят рисовать. Вместо разрисовывания можно выбрать аппликацию. Принцип обучения остается тем же.

Примеры из жизни

«Сухая» и скучная информация усваивается очень плохо. Чтобы сделать ее интереснее, обсуждайте с ребенком темы, которые ему интересны. Например, умножение числа 4 рассматривайте на примере машин. Можно спрашивать у него, сколько колес у одной, двух или трех машин. С девочкой таблицу умножения можно выучить на примере кукол и платьев, посуды, украшений и т.д.

Заполнение таблицы

Таблица умножения часто представлена в виде столбиков. Заучивать их придется долго. Гораздо эффективнее для учебы использовать таблицу Пифагора.

Важные советы

  • Учите таблицу маленькими порциями. Не старайтесь выучить за один раз сразу все. Начните с 1 или 2 колонок. Это подготовить школьника к усвоению более сложной информации. К умножению на 7,8 и 9 переходите только после того, как ребенок хорошо усвоил умножения с более простыми числами.
  • Повторяйте. Повторять примеры нужно как можно чаще. Необязательно делать это за столом. Развесьте примеры, которые вы изучаете по всему дому. Как только ребенок будет видеть карточку, он будет непроизвольно повторять то, что на ней написано.
  • Облегчите работу. Как только школьник научился умножать на 2, можно сразу переходить на умножение с четверкой. Вместо заучивания примеров с четверкой, объясните малышу, что числа для умножения достаточно удвоить. Например, 3×4. Сначала удвойте число 3 – получится 6. Затем удвойте 6 – получится 12. Вот вам и ответ — 3×4=12.
  • Меняйте множителями местами. Объясните ребенку, что ему нужно выучить не всю таблицу, а только половину. Например, если он выучили, что 4×7=28, то при изучении примера 7×4 ему достаточно просто вспомнить, сколько будет 4×7.

На что обратить внимание?

Обучение – это не всегда гладкий и простой процесс. Это стресс не только для ребенка, но и для его родителей. Именно поэтому стоит воспользоваться следующими советами:

  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он этого не хочет. Толку от такого занятия все равно не будет. Постарайтесь подобрать несколько способов, которые будут мотивировать школьника.
  • Не пугайте ребенка плохими оценками.
  • Не ругайте за ошибки.
  • Сконцентрируйтесь на успехах.
  • Не сравнивайте ребенка с одноклассниками. Это не самый лучший способ мотивации. Сравнивать можно только достижения самого школьника.

Изучение таблицы умножения можно превратить в простой и увлекательный процесс. Предложенные способы непременно помогут вам в этом!

Бытовые примеры

Изучение, а тем более закрепление, таблицы умножения невозможно без решения реальных задач. Придумать их ещё проще, чем рифмованные «запоминалки». В окружающем нас пространстве можно найти огромное количество интересных задачек. К примеру, сколько котлет надо приготовить маме, если всем трём членам семьи нужно положить в тарелки по 2 котлеты или сколько будут стоить 3 булочки по 6 рублей?

Такие упражнения очень полезны. Во-первых, ребёнок не зазубривает столбик умножения на 3 как стишок, а учится пользоваться таблицей вразнобой. Во-вторых, младший школьник осознаёт прикладное значение таблицы умножения. И самое главное, что такие упражнения не обязательно выполнять, сидя в окружении учебников, тетрадей и таблиц. Увлекательное занятие можно организовать где угодно: дома, во время прогулки, поездки в автомобиле или совместного похода в магазин. Надо только присмотреться к окружающему миру и найти нужные примеры, которые содержат цифру 3.

Чудеса продолжаются

Изучать таблицу умножения дольше 5-10 минут в день — наказание для ученика второго класса, но делать это нужно обязательно. Поговорите с ним о том, что нет в мире человека, который бы не пользовался умножением в обычной жизни или работе. Знания о числах — это основа многих наук. Приведите примеры из биологии и генетики, из истории и искусства.

Половина Пифагора

Как только переместительный закон будет усвоен, можно уполовинить таблицу умножения ровно по диагонали. Разделительная черта пройдет через квадраты чисел. И тут ребенку открывается еще одно удивительное свойство произведений — квадраты чисел в таблице Пифагора не повторяются, как остальные. Число умножается само на себя только один раз.

Умножение на пальцах: волшебная девятка

Для родителей этот прием может стать открытием. На пальцах принято складывать и отнимать, но никак не умножать числа. Однако этот прием умножения на 9 куда занимательнее, чем зубрежка равенств.

Попросите ребенка обвести левую и правую руку. Пронумеруйте каждый пальчик от левого мизинца (1) к правому (10). Чтобы умножить на девятку какое-то число, обведите соответствующий палец на бумаге кругом. Теперь объясняйте ребенку принцип счета: слева от обведенного — число десятков, а справа — количество единиц. Проверьте сами.

Есть также гиф-анимации и видео «Почему нас не учили этому в школе». Покажите такие ролики ребенку. Он обязательно оценит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector