Как научить ребенка читать по-английски

Включите английский в семейный распорядок дня

Пусть занятия английским станут вашей ежедневной практикой. Выделите для английского время, когда дети бодры и хорошо себя чувствуют, тогда с ними легко будет заниматься. Не стоит учить детей английскому, когда они хотят спать или голодны. Назовите это время как-нибудь по-особенному – например, “English Time”. Дети любят привычный распорядок и будут ждать его с нетерпением! В это время занимайтесь только английским: читайте, играйте, учитесь или просто разговаривайте друг с другом.

Не забывайте, что чем ребенок младше, тем быстрее он отвлекается и тем труднее удерживать его внимание. Начните с занятий длительностью 10-15 минут

По мере того как малыш взрослеет, продолжительность занятий можно постепенно увеличивать.

Хотя лучше придерживаться этого распорядка и заниматься регулярно, но иногда стоит проявить разумную гибкость

Если у ребенка неважное настроение, он устал или плохо себя чувствует, то сосредоточить внимание ему будет трудно, и все это неизбежно отразится на его мотивации. Это надо учитывать; иногда «время английского» можно передвинуть или вообще отложить до завтра

Еще несколько советов, как научиться хорошо читать на английском языке

Этот раздел мы посвятим практическому опыту, приобретенному при обучении студентов разных уровней. Все эти советы подтвердили свою эффективность и полезность в освоении языка.

Вам помогут скороговорки, чаще всего направленные на отработку определенного звука. Приведем примеры, которые вполне можно использовать.

Скороговорка на английском

Перевод на русский

Whether the weather be fine,  or whether the weather be not.  Whether the weather be cold,  or whether the weather be hot.  We’ll weather the weather  whether we like it or not.

Будет хорошей погода  или не будет погода хорошей.  Будет погода холодной  или погода будет жаркой.  Мы выдержим любую погоду  нравится это нам или нет.

Three swiss witch-bitches,  which wished to be switched swiss witch-bitches,  watch three swiss Swatch watch switches. 

Which swiss witch-bitch’,  which wishes to be a switched swiss witch-bitch,  wishes to watch which swiss Swatch switch?

Три швейцарских ведьмы-стервы, желающих изменить свой пол,  разглядывают три кнопочки на часах «Свотч».  Какая из швейцарских ведьм-стервы,  желающих изменить свой пол,  разглядывает какую кнопочку на часах «Свотч»?

Не волнуйтесь, что это всего лишь скороговорки! На данной стадии, когда вы только пытаетесь научиться хорошо читать на английском языке и прорабатываете звуки, главное произносить их правильно, пусть даже медленно. Повысить скорость вы всегда успеете.

После изучения основ чтения, вы можете применить прием повторения за диктором. При этом функционирует слуховая память, вы слышите грамотное произнесение слов и правильные акценты, расставленные предложениях.

В этом вам помогут аудиокниги для начинающих и краткие диалоги. В этом случае оптимально иметь перед глазами текст, одновременно слушая его, читая и повторяя!

Мастерство чтения – лишь первый шаг на долгом пути освоения языка

Одновременно с постижением лексики и грамматики, важно учиться корректно слышать и произносить слова, если вы, конечно, хотите понимать собеседника и быть понятым остальными людьми. В особенности, если вам предстоит общение с носителем языка

Выше уже упоминалось, что оптимальный способ научиться читать по-английски – внимательно слушать оригинальный источник языка и как можно точнее копировать произнесение слов и интонацию.

Серьезное внимание следует уделить звукам, которые отсутствуют в родном языке. Зачастую у тех, кто учит английский язык, начинаются проблемы со звуком , поскольку в русском языке он намного тверже, чем в английском, где он рычащий и гортанный

Вызывает сложности и сочетание букв th . Многие настойчиво говорят и . Кстати, нужно заметить, что в словах типа that, this, there th произносится где-то между и . В словах three, thief, think он должен звучать между и .

Возможно, это кажется странным, поскольку в русском языке подобные звуки отсутствуют, но когда слышишь носителей, понимаешь, что именно так они говорят.

Не бойтесь, что вы не сможете верно произнести эти слова сразу, это требует небольшой практики. Поэтому старайтесь с самого начала учиться правильно, иначе потом будет труднее переучиваться.

Для английского характерно, что в предложениях слова часто как бы сливаются в единое целое, особенно при сочетании согласной и гласной букв. Ниже приведены примеры, на которых можно потренироваться с транскрипцией.

Фраза

Транскрипция

Перевод

Look at those children

/lʊkət ðoʊz ˈtʃɪldrən/

Посмотрите на этих детей

Turn off the TV

/tɜrnəv ðətiː:viː:/

Выключи телевизор

Let’s ask that man

/lɛtsæsk ðət mæn/

Давайте спросим этого человека

Don’t open the window

/doʊntoʊpən ðəˈwɪndoʊ/

Не открывайте окно

Let’s eat at home

/lɛtsit əthoʊm/

Давайте есть дома

Аналогичная ситуация с фразами, в которых слова заканчиваются на перед словом с начальной гласной. При этом  произносится. Например:

Фраза

Транскрипция

Перевод

Here is your key

/hɪriz yɔ ki:/

Вот ваш ключ

There is a cat on the sofa

/ðɛriz əkæt ɔnðəˈsoʊfə/

На диване кот

His car is red

/hiz kɑr iz red/

Его машина красная

Читайте материал по теме: Топ-25 лучших способов запоминания английских слов

Учить детей английскому с нуля можно бесплатно и самостоятельно

Многие родители сейчас хотят учить детей английскому языку с самого раннего возраста. Меня эта тема волнует потому, что в моей семье растет малыш, который должен говорить на трех языках: английском, русском и турецком: живут они в Англии, в семье говорят на русском, а бабушка и дядя говорят на турецком.

Все сейчас очень хорошо понимают пользу иностранных языков для детей, насколько эти дети более эффективны, рациональны, стрессоустойчивы, миролюбивы. Кроме того, исследования показали, что в более позднем возрасте у билингвов реже развивается болезнь Альцгеймера.

Кроме того, обучение с самого раннего возраста происходит у детей очень легко, если они делают это с удовольствием, в игре. Но наряду с этими вдохновляющими идеями, надо быть осторожным, начиная учить детей английскому. Самое большое значение в этом обучении играет формирование позитивного отношения ребятишек к языку. Ведь если вы начнете заставлять малыша говорить на другом языке, вы рискуете создать у него негативное отношение к нему.

1. Не усложняйте задачу.

Некоторые родители считают, что самый лучший способ учить детей английскому, это разговаривать дома только на нем. Это разумная идея, но она хороша тогда, когда один из родителей является носителем английского языка, и в семье принято говорить по-английски. Если же язык вашей семьи другой, то  дети захотят разговаривать с родителями на родном языке, да и вряд ли вы хотите сделать так, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении на родном языке.

Ваши хорошие связи с детьми — это самое главное, не разрушайте их. Пусть ваши дети видят, что вам нравится английский язык, показывайте им это: читайте при них английские книги или газеты, смотрите английские фильмы, слушайте английские песни, говорите по-английски с другом. Ваши дети смотрят на вас, они впитывают все, словно губка, они готовы также впитать в себя вашу заинтересованность в английском языке, главное, чтобы эта заинтересованность была искренней.

2. Используйте английский язык так, чтобы от малышей не требовался ответ на нем.

Если ребенок вынужден отвечать на втором языке, а ему трудно, то легко может наступить разочарование. Вы можете использовать язык, например, напевая детскую песенку с простыми командами: «hands up, touch your head, clap you hands, stamp your feet». Малыши с удовольствием поднимают вверх руки, касаются головы, хлопают в ладоши, топают своими ножками. Таких несложных команд, которые нравятся детям, можно придумать еще множество:

Небольшие высказывания о наблюдениях:

Для ребятишек постарше:

— “Where are your shoes?” — где твои ботинки?

3. Окружите своих детей английским.

Помните, что ввод информации имеет важное значение. Определите, какие средства информации больше нравятся вашему малышу

Можно попробовать, например, DVD-диски, компакт-диски, мультики, хорошие английские книжки с картинками, аудио-книги.

Пусть он использует их на своих собственных условиях. Ключ заключается в том, чтобы найти способы, подталкивающие детей к новому языку, с использованием методов и ресурсов, которые делают изучение языка приятным.

Не заставляйте его сразу же говорить то, что он услышал и узнал. Иногда у нас есть нереалистичные ожидания от своих детей. Подобно тому, как и малышам — носителям английского языка, вашим тоже требуется время, чтобы начать воспроизводить английский.

Почти все изучающие язык проходят через «период молчания», который может быть довольно долгим. Наберитесь терпения и будьте благоразумны, не старайтесь полностью заменить свою родную культуру на английскую

Для развития грамотности чрезвычайно важно регулярно читать ребенку книги на родном языке

4. Фокус на позитив.

Изучение второго языка должно быть положительным опытом. Помните, что это не гонка. Если вы подаете английский язык своим детям забавными способами, то они будут в порядке, они будут прогрессировать. Если вы слишком сильно надавите, они начнут сопротивляться. Хвалите своих детей почаще за их английский (и не только).

Вы хотите, чтобы ваши дети свободно заговорили по-английски? Не заставляйте их чувствовать, что английский язык — это большой и страшный объект за пределами их досягаемости.

Научитесь читать по диагонали

Давайте отвлечемся и вспомним про фильмы, точнее — про походы в кино. Вы же не покупаете билеты на фильм, не узнав о нем предварительно подробности? Если спросить не у кого, вы наверняка смотрите трейлер, верно?

Из трейлера вы получаете общее представление о теме и сюжете фильма, вы узнаете о нем еще до того, как киномеханик запустит сеанс.

Чтение по диагонали работает по тому же принципу.

Чтение по диагонали — это когда вы пробегаетесь глазами по тексту, не вчитываясь, лишь ради того, чтобы получить общее представление о его содержании.

Со временем читать по диагонали вам будет все проще и проще.

Вот несколько полезных советов на этот счет:

Прочитайте заголовок и первый абзац.

Прочитайте заголовки всех разделов и подразделов.

Прочитайте первые предложения нескольких абзацев.

Поищите в тексте слова, выделенные жирным и курсивным начертанием, а также графики, изображения и списки (как, например, этот).

Пробегитесь взглядом по странице и поищите незнакомые слова.

Постарайтесь понять, в чем заключается основная идея текста. Посмотрите, можете ли вы ответить на 5 W-вопросов: who, what, where, when, why.

Не тратьте на чтение по диагонали слишком много времени, 5 минут — это максимум!

Как работать с уроками

  1. Перед каждым уроком объясняем ребенку, как читается буква или сочетание букв (над которыми работаем) в представленных словах — в аудио это я тоже объясняю — не волнуйтесь.
  2. Далее взрослый читает английские слова вслух или слушает запись вместе с ребенком. Рекомендую вначале использовать таблицу с картинками — она поможет создать визуальную ассоциацию и вместе с этим пополнять свой словарный запас. Если вы считаете, что картинки не нужны, то можно работать и без них.
  3. Затем ребенок пытается читать слова сам. Сначала заглавными буквами, а затем и строчными.

Как вы уже поняли, этот метод не предполагает изучения каких-то правил чтения или же изучения английской транскрипции. Здесь этого не нужно! Все, что нужно — это регулярно выполнять уроки! Результат вы сами скоро увидите. Успехов!

Для вашего удобства я собрала все уроки в pdf и mp3 форматах в одном архиве. Вам остается только получить их на свою электронную почту и пользоваться.

Урок 1  (А) Урок 7  (О) Урок 13   (TH) Урок 19  (SH)
Урок 2  (А) Урок 8  (О) Урок 14  (CK) Урок 20  (NK-NG)
Урок 3  (Е) Урок 9  (U) Урок 15  (LL) Урок 21  (Y)
Урок 4  (Е) Урок 10  (U) Урок 16  (SS) Урок 22  (OO)
Урок 5  (I) Урок 11  (повтор) Урок 17  (X) Урок 23 (ходовые слова)
Урок 6  (I) Урок 12  (доп слова) Урок 18  (CH) Урок 24 (повтор)

По многочисленным просьбам коротко расскажу здесь о 3-х печатных пособиях, которые могут стать незаменимыми помощниками на пути к грамотному чтению английских слов и предложений:

Как научиться читать по-английски (M. Кауфман) — это очень интересное пособие для детей. Что очень примечательно, параллельно с обучением чтению происходит знакомство с англоязычной культурой. Это пробуждает интерес и любопытство ребенка к языку… А интерес, как вы знаете, уже 50% успеха! Если не больше…

Тренажер по чтению (Е. Русинова) — также знакома с этим пособием и могу смело его рекомендовать. Здесь сначала идет подробное правило по чтению букв в разных типах слов, а  потом много красочных и разнообразных заданий по каждому правилу, направленных на выработку у ребенка навыка чтения английских слов. Важная особенность этой книги в том, что тут ребенок не просто учится читать, а еще пополняет свой словарный запас новыми словами.

Тренажер по чтению (С. Матвеев) — неплохой аналог предыдущему изданию. При регулярных занятиях с ребенком, прогресс гарантирован.

Как читать на «пять» (Е. Журавлева) — решила добавить сюда и это издание, так как оно свежее (2018 года). Его структура подобна предыдущим — короткое правило и много тренировочных упражнений по нему. Можно заниматься как на уроках, так и дома — в качестве дополнительного материала и для закрепления пройденного.

После освоения данных уроков чтения, вы можете продолжить обучение уже с помощью правил чтения, которые приведены в красивых табличках. Изучайте правила в двух частях: Часть 1   и   Часть 2

Всем успехов и новых побед!

Чтение слов

Самая главная проблема при обучении чтению английских слов не только для детей, но и для взрослых – это несоответствие произношения слов с их визуальным изображением, с написанием. При этом некоторые быстро преодолевают эту путаницу, а некоторым для этого необходимо довольно долгое время.

Начинать следует с самых простых примеров, с самых коротких слов, например, Kate и cat, car и hare, spot, box, pot, dog и пр. Так процесс обучения чтению на английском проходит у детей быстрее, ведь по этой же системе они учатся читать и на русском языке – учатся с простого, с умения складывать буквы в слова. Таким образом система обучения будет понятна ребенку, иметь определенную логику, что увеличит скорость обучения. Постепенно, как и в русском языке, ребенок будет переходить от более легких слов к чтению более сложных и длинных.

Со временем вы поймете, когда ребенку нужно будет усложнять задачу – тогда можно будет увеличить количество практических упражнений

Родителям очень важно иметь терпение – вспомните, сколько времени потребовалось вам, чтобы обучить ребенка читать на русском языке, сколько времени прошло с тех пор, как ребенок научился складывать буквы в слоги, а слоги в слова

Метод подражания

Согласно наиболее распространенному в школах методу, ученик читает слова и повторяет их за учителем. Это предполагает, что буквы будут освоены наряду со словами.

К концу обучения на этом этапе малыши уже должны знать минимум по слову на каждую букву алфавита. А, значит, их словарный запас эффективно и активно пополняется.

Метод визуализации

Существуют и другие, более действенные способы. Один из них – визуализация. Большинство современных авторов, которые трудятся над созданием учебников для детей, предлагают использовать метод целых слов. Согласно ему, изучение происходит следующим образом: картинка + слово. Так задействуются все виды памяти – визуальная и слуховая. В этом случае слова не разбираются на отдельные звуки.

Правила чтения

Правила чтения в английском языке для детей начинаются со следующей базы:

●     многие одинаковые звуки в разных словосочетаниях произносятся совершенно по-разному (например, буква «а» и буква «е») – в английском полно исключений;
●     дифтонг – звук, состоящий из двух элементов, трифтонг состоит из трёх;
●     английские звуки не нужно «глушить» в конце, в большинстве случаев они произносятся звонко;
●     если слово заканчивается открытым слогом, то последняя гласная буква не произносится, а вот в словах с последним закрытым слогом (слово оканчивается на согласную) конечная буква произносится.

Изучите, как читается «th» (можно сделать ассоциацию со змейкой), распечатывайте и показывайте как можно больше слов, содержащих этот звук. Не сидите над произношением слишком долго, идеально оно сформируется только при условии занятий с носителем или если вы часто смотрите обучающее видео на английском.

Иногда трудность вызывают слова на букву «g», потому что ребенок путается: как это читать – через «г» или через «дж»? К счастью, сейчас доступно много видео, где в форме песен изучаются сложные слова и разбирается проблема чтения сложных буквосочетаний в английском языке.

Будьте уверены, что многие слова ученик будет интуитивно читать правильно, если до этого он слушал много англоязычных видео. Исключения в английском есть, но иногда будет достаточно того, чтобы ребенок повторял слова за диктором, глядя на них – так он поймет логику языка. Данная методика еще называется коммуникативной. Согласно ей,ребенку не объясняются правила чтения, а он просто запоминается как пишется, произносится и переводится определенное слово.

Если требуется пояснить какой-то звук, обращайтесь к Международному фонетическому алфавиту (IPA) – там вы найдете много интересного. При изучении нового слова сразу же пишите его транскрипцию. Для этого полезно завести карманный словарик.

Теперь вы знаете, как научить ребенка читать по-английски. Заниматься с детьми просто и интересно, стоит только подобрать хорошие примеры. Главное – упорство и яркая цель, а остальное – дело времени.

Учимся читать буквосочетания английского языка

Вернемся к нашей аналогии с детьми. Незнакомые с английским родители считают, что можно быстро научить ребенка читать на английском языке: мол, алфавит знает, а значит уже готов читать предложения и тексты. Конечно, все совсем не так, и думаем, вы уже в этом убедились. Отнюдь не так трудно слушать английский, как читать на нем, поэтому выученный алфавит ни о чем не говорит.

Вот в материале, например, мы уже разобрали 4 типа слога, произношение согласных и даже особые случаи разночтения. А ведь это еще были лишь «цветочки». «Ягодки» поспели только сейчас, и называются они – английские буквосочетания или дифтонги. Это такое явление, когда две (а иногда и три) буквы передают один общий звук.

Подобных сочетаний несколько десятков, поэтому давать «обучалку» на устойчивые комбинации букв маленьким детям не имеет смысла. В школах обычно такие упражнения, чтобы учиться читать по-английски, проходит 1 или 2 класс. Поэтому малышам будет достаточно вышеизложенной информации, а со взрослыми продолжаем разбираться, как быстро научиться читать на английском. Итак, переходим к изучению буквосочетаний, и для удобства поделим информацию на несколько подразделов.

Буквосочетания гласных

Все те же 6 гласных букв дают не только 24 самостоятельных звука, но и еще с десяток вариаций звучания дифтонгов. Приведем их в таблице.

ai, ay, ey, ei

под ударением

ai, ay, ey, ei

без ударения

ea, ee
ear, eer
ie
oo
ook
oor
ou
ow , ,
oa
oi, oy

Здесь все понятно, поэтому сразу перейдем к отработке. Предлагаем прочитать на английском языке и перевести следующие слова: claim, book, cow, boy, road, green, door, Sunday, grow, ground, poor, field, deep, grey, boat, money.

Дифтонги с согласными

Буквосочетания согласных букв тоже отнюдь не редкость для английских текстов. Эти комбинации тоже рассмотрим с помощью таблицы.

sh
ch, tch
ch

в исконно французских словах

ch

в исконно греческих словах

th

преимущественно в начале и конце слов

th

между гласными, в артиклях и служебных словах

ng
ck
mb

на конце слова

kn

в начале слова

ph
ps

в начале исконно греческих слов

wh
wh

перед о

wr

в начале слова перед гласной

По согласным стоит добавить пару нюансов о произношении. Наиболее проблемно читать на английском языке для начинающих дифтонг th. Да, отчасти он похож на наши русские «з» и «с», но артикуляция совсем другая. Для правильного произношения необходимо просунуть кончик языка между зубов, и именно в таком положении постараться произнести нашу «с» или «з». Таким образом получится приглушенный и слегка шепелявый английский Th.

И еще немного уточним произношение дифтонга ng . Это, что называется, носовой звук, т.е. вы должны произнести «н» как бы в нос, благодаря чему и получится слитное произношение «нг». Проводя аналогию, если th – это шепелявый звук, то ng – это гнусавый дифтонг. Произносите его, будто у вас заложен нос, и тогда точно получится исконное британское произношение.

В остальном же по согласным все понятно, единственное что не забывайте обращать внимание на примечания в таблице, ведь ряд дифтонгов действует только в особом положении. И уже по традиции закрепляющее задание на чтение: crush, numb, nothing, know, who, what, psychology, climb, the, white, knee, swing, charm, chemistry, think, back

Английские комбинации гласных и согласных

И, наконец, замыкают обзор дифтонгов смешанные сочетания

Их не так много, но они тоже имеют важное значение

al
ew

на конце слова

or, er

окончания слов в безударном положении

wa [уо/во]
war [уоо/воо]
wor [уё/вё]
igh
as, an, af , ,

,

,

Здесь тоже все просто, только добавим, что последние три буквосочетания отнесены к дифтонгам лишь потому, что даже в закрытом слоге «а» сохраняет протяжное звучание. И, конечно же, нельзя обойтись без практического задания. Постарайтесь верно прочесть следующие слова: singer, plant, new, war, night, all, doctor, water, finger, never, staff, work, worker, few, right, answer, ask, might, also.

Теперь вы знаете главные правила чтения и уже почти готовы читать книги по-английски. Остался лишь один нюанс, которому и посвящен заключительный раздел.

Английский для детей 5-7 лет

В дошкольном возрасте дети более осознанно подходят к обучению, но заинтересовать их все же сложно, и занятия, похожие на школьные уроки, не подойдут.

Однако, задачу можно усложнить, и подключить активное изучение слов при помощи карточек, несложных диалогов, мультфильмов. Также можно по желанию взять несложный учебник, разработанный специально для детей младших возрастов. В 5-7 лет дети начинают учиться читать, и чтение на русском можно сочетать с чтением на иностранном языке.

Лексика

Слова – это основа изучения языка. Поэтому изучению слов нужно уделить больше внимания на начальных этапах.

Для успешного усвоения новой лексики важно сделать английский частью повседневной жизни, так как только регулярные повторения способствуют закреплению всего изученного. Кроме того, нужно задействовать как можно больше способов восприятия информации

Всего существует 4 вида:

Кроме того, нужно задействовать как можно больше способов восприятия информации. Всего существует 4 вида:

  • визуальный (зрительная),
  • аудиальный (на слух),
  • звуковоспроизведение (повторять за говорящим),
  • тактильный (рукописный).

Опытные педагоги считают, что залог успешного освоения языка – задействование всех способов восприятия. Ребенок видит слово перед глазами, слушает его произношение, повторяет вслух и пишет слово на бумаге. При таком раскладе задействуются разные области мозга и информация усваивается намного быстрее.

Но где брать слова для изучения, и какие слова на английском нужно знать ребенку? Несложные диалоги, чтение коротких рассказов, мультфильмы и игры – отличный способ расширения словарного запаса.

Не стоит забывать, что нужно использовать разные активности, чтобы у ребенка не пропал интерес и ему не наскучило.

Диалоги

Простые диалоги помогут запомнить бытовые выражения, которые пригодятся в повседневной жизни. К тому же, вы можете применять их в обычной жизни для общения.

Попросите ребенка передать тарелку (to pass a plate), или убрать игрушки (to pick up toys) – простые повседневные дела, но вот уже выучено несколько новых слов. Примеры фраз на разные случаи можно найти здесь.

ВИДЕОФАЙЛ (https://www.youtube.com/watch?v=8irSFvoyLHQ)

Мультфильмы

Простые мультики — первые упражнения на аудирование для вашего ребенка. Герои говорят медленно и внятно, используют простые фразы, которые обязательно пригодятся для общения.

Даже если на первых стадиях ребенок не будет улавливать точный смысл на слух, но не переживайте. У детей отлично развита языковая интуиция. Они могут не понимать смысл слова, но они прекрасно понимают все по интонации, эмоциям, движениям.

К тому же, дети могут пересматривать любимый мультфильм по несколько раз. Так что пара новых выученных слов гарантирована.

Игры

Игры также остаются актуальным способом, чтобы разнообразить занятия. Это могут быть:

  • игры на компьютере и смартфоне;
  • настольные игры;
  • подвижные игры;
  • групповые или парные игры.

Если вы изучаете с ребенком английский самостоятельно, то можно играть вдвоем.

Игра «Сыщик»

Ребенок выходит из комнаты, в это время вы прячете какой-либо предмет. Суть в том, чтобы найти спрятанную вещь, задавая вопросы о его возможном местонахождении. Такая игра поможет выучить названия предметов мебели и потренировать употребление предлогов.

Съедобное — несъедобное

Популярная и всем известная игра может использоваться для изучения английских слов. Правила простые: ведущий бросаем мяч участникам, называя при этом разные предметы. Если он называет что-то съедобное, мяч нужно ловить, а если несъедобное – отбросить.

Дошкольник: игры, песни — и гувернеры

Когда же следует начинать обучение английскому? Если один из родителей не является носителем языка и не станет говорить на нем с ребенком с самого рождения, то с пяти лет. (Кстати, примерно в этом же возрасте начинают готовить будущих спортсменов-профессионалов). По опыту могу сказать, что разница в усвоении материала между пятилетним и четырехлетним ребенком разительная. Более раннее начало занятий вреда, конечно, не нанесет, но результат никак не будет соответствовать ожиданиям.

Какую форму занятий выбрать? В дошкольном возрасте идеальный способ усвоения языка — игровой, поэтому, отдавая ребенка в группу при каком-нибудь развивающем центре, обязательно добейтесь права поприсутствовать на одном занятии. Если вы увидите традиционный школьный урок, то очень советую поискать другую группу. Вы же не хотите, чтобы английский ассоциировался у сына или дочери с тоской и принудиловкой?

Какие еще впечатления о качестве преподавания можно вынести с первого занятия? Даже если вы не знакомы с методикой как наукой, вы все равно сможете оценить урок, руководствуясь следующим подходом: что дает ребенку выполняемое упражнение? Вот, например, дети поют песенку. Это прекрасная разминка перед уроком, передышка в середине урока или последний аккорд в заключение урока, но никак не должно быть единственным средством обучения, поскольку люди не общаются друг с другом фразами из песен, это соус, а не основное блюдо. Также обязательно поинтересуйтесь, понимают ли дети, что они поют. (Знаю анекдотический случай, когда 6-летняя девочка идеально исполняла на испанском песню из телесериала «Моя вторая мама», не понимая при этом ни слова).

А вот если, скажем, вы увидите, что педагог берет в руки большой мяч, говоря при этом: «big» («большой»), а затем — еще больший мяч со словом «bigger» («больше»), после чего проделывает те же манипуляции с маленькими мячами и словами «small» («маленький») и «smaller» («меньше»), то у вас есть все основания полагать, что он в игровой форме объясняет сравнительную степень прилагательных. Мысленно ставьте ему плюс. Равно как и учительнице, которая раскрывает зонтик со словами It’s raining («Идет дождь»), а закрывает со словами It’s sunny («Солнечно»), передавая потом этот зонтик детям и призывая их продолжить игру.

Групповая форма обучения — лучшая для ребенка-дошкольника, но, возможно, хорошей группы поблизости не найдется, и вы решите пригласить индивидуального учителя. Не забывайте, что принцип должен быть тем же самым — обучение в игре. Но игра непременно должна подчиняться системе. Обязательно поинтересуйтесь, как учитель планирует строить свою работу и какие результаты намерен получить после каждой серии уроков. Если в ответ вы услышите что-то вроде: «Да я с ним собираюсь буквы разучить, ну и вообще…» — то советую вспомнить о гувернере Петруши Гринева из «Капитанской дочки» и его педагогических достижениях. Вас устроит такой результат?

Кстати, о гувернерах: эта форма обучения языку начала возрождаться. Но, увы, если в XIX веке даже семья среднего достатка могла позволить себе нанять бедную девушку-иностранку, то в наши дни выписать гувернантку из Европы — роскошь, доступная немногим. Однако следует признать, что после года-полутора общения с гувернанткой ребенок начинает щебетать на английском совершенно непринужденно.

Существует и более простой способ «заполучить» человека, с которым ребенок сможет общаться на иностранном языке. В Москве живет много носителей английского языка, предлагающих свои услуги в качестве преподавателей. Если этот человек будет проводить в вашем доме как минимум 3-4 часа несколько раз в неделю, играя с ребенком, гуляя с ним, обедая, то это будут не занятия в прямом смысле слова, а настоящее повседневное. Но встречи на один час два раза в неделю дадут не больше, чем обычный урок.

Следует ли говорить о том, как важно при выборе учителя/гувернера обращать внимание на психологический контакт с ребенком? It’s a must («Это обязательно»), говоря по-английски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector