Рисуем пальчиками
Содержание:
- Играем, рисуя пальчиками, с детками после года
- Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы
- Развитие ребенка рисованием
- Чем полезен этот вид творчества?
- Играем, рисуя пальчиками, с детками до года
- Рисунок пальчиками «Осень»
- Видео по теме «Рисование ладошками в детском саду»
- Как рисовать пальчиковыми красками?
- Учимся рисовать глаза, кисти рук и стопы
- Рисование мыльными пузырями
- Предварительная подготовка
- Как рисовать руки
- Идеи для пальчиковых рисунков
- Печатание
- Рисование ладошками
- Развиваем мелкую моторику у ребенка
- Как провести занятие интересно?
- Польза от пальчикового рисования
Играем, рисуя пальчиками, с детками после года
Деток постарше интересуют цвета. Просто манной каши или блеклых пищевых красителей им уже мало.
Предложите им гуашь или специальные пальчиковые краски. Отливайте краску из баночки в маленькую посуду или прямо на лист, чтобы малыш не вылил ее всю. Ему будет интересно размазывать кляксы по чистому листу, и выводить рисунки пальчиками:
Деток этого возраста уже можно учить таким техникам рисования:
- Рисование линий пальчиками;
- Отпечатки пальчиков, ладошки или кулачка;
- Комбинирование линий и отпечатков.
Малышу можно предложить раскраски, чтобы закрасить цветами нарисованные элементы. Также можно рисовать на белой или цветной бумаге. Полезно рисовать и пластилином. Для этого сначала замазывается основной фон картинки кусочками пластилина, а затем налепливаются рисунки. Это также отлично стимулирует пальчики, а соответственно мелкую моторику ребенка.
Легче всего начинать и простых линий красками и отпечатков. Малыш учится совмещать образный предмет с реальным, нанесенным на бумаге. Нарисуйте сюжет из известной ребенку на слух сказки. Так он наглядно увидит, как выглядит эта история. Пусть его первые попытки не покажутся вам чем-то художественным и логичным, но для ребенка они имеют немалый смысл и значение. Простые линии на бумаге у него уже ассоциируются с дорогой, а отпечатки пальчика с зернышками или снежинками. Нарисуйте с малышом такое дерево, как на фото, используя отпечатки пальчика разных цветов, вместо листиков, это просто и весело:
Также очень забавно рисовать ладошками. Отпечатки ладошки могут обозначить лучики солнца, цветы или осьминожек в море. Используйте ребро ладони, пальчик поперек или кулачек – каждый раз будет получаться оригинальный отпечаток. Останется только дополнить линиями или точками и завершить сюжет картинки:
Посмотреть большое видео о разных техниках рисования пальчиками можно здесь:
Храните шедевры ваших малышей и сравнивайте их с дальнейшими работами, чтобы проследить интересные тенденции. Возможно, ваш малыш станет известным художником, а его первые работы будут особенно ценны для вас. Развивайте таланты своих деток и подписывайтесь на наши обновления. До скорого!
Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы
Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:
Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного — изображение просто дополняется до желаемого образа деталями). Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.
Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.
Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо
Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.
Нетрадиционное рисование больше похоже на весёлую игру, чем на занятие, что и нужно для младшего дошкольного возраста
Развитие ребенка рисованием
Польза для деток от такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша. При рисовании пальчиковыми красками также развивается нервная система ребенка, он учится правильно сидеть, ходить.
Рисуя пальчиками детки лучше воспринимают цвета, видят границы своей работы. В процессе творчества можно изучать цвета, формы, счет, разрисовывать животных и различные предметы, с которыми вы будете знакомить малыша.
Рисуем пальчиками!
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.
Если творческие способности остаются невостребованными, то с годами накапливается эмоциональная подавленность. Рисование помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое «Я».
В последнее время все чаще начинают обучать рисованию детей в возрасте до года. Самым маленьким художникам — шесть месяцев. «Зачем так рано?» — удивляются многие.
М. В. Гмошинская — кандидат медицинских наук, врач-педиатр, автор методики обучения рисования детей первого года жизни — считает, что начинать надо как можно раньше.
Рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развить внимание, память и мышление художественными методами. Кроме того, в процессе творческой работы происходит сенсорики, мелкой моторики, цветовосприятия
«В отличие от всех испытанных методик мы не показываем малышу, «как нужно» и «как правильно», а целиком полагаемся на его интуицию, воображение, желание и даже каприз», — пишет Гмошинская.
Маленькие художники учатся выбирать и смешивать цвета палитры, причем делают они это самостоятельно. Вначале малыши рисуют просто пальчиками, чуть позже — ладошками, а уже после года — кисточками. Результат зависит и от настроения художника, и от «художественного стажа», а также от настроения окружающих.
Рисование в любом возрасте — это большое удовольствие. К сожалению, большинство из нас почти никогда не рисует или делает это крайне редко. Этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше…
Учителя рисования рассказывают, что в 4-5 лет некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь «загогулину» на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. А вот с детьми, которые начали рисовать около года, боязни белого листа никогда не бывает.
Чем полезен этот вид творчества?
Любой вид развивающих занятий имеет определенные цели. В числе основных, которые подразумевает рисование ватными палочками, — это развитие следующих умений и навыков:
- умение держать палочку в руке, развитие мелкой моторики рук;
- умение смешивать цвета;
- навык создания многослойных рисунков;
- воспитание эстетического вкуса;
- развитие воображения, фантазии;
- развитие чувства композиции.
Немаловажно и то, что подобные занятия способствуют удерживанию интереса к кропотливому труду, что не очень свойственно дошкольникам. Подобные виды изобразительной деятельности части используют в группах в детском саду
Такие занятия имеют благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, развивают любознательность, умение наблюдать за природой, формируют понимание ее ценности и бережное отношение к ней. А еще таким образом дети знакомятся с окружающим миром и познают его
Подобные виды изобразительной деятельности части используют в группах в детском саду. Такие занятия имеют благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, развивают любознательность, умение наблюдать за природой, формируют понимание ее ценности и бережное отношение к ней. А еще таким образом дети знакомятся с окружающим миром и познают его.
Многим детям младшей возрастной группы сложно перейти сразу к рисованию кистью. Эта задача кажется достаточно сложной и неудобной, прежде всего потому, что кисть нужно тщательно мыть. При рисовании палочками такая необходимость отпадает.
Играем, рисуя пальчиками, с детками до года
Ребенка в возрасте до года нужно приучать к рисованию постепенно. Можно каждый день показывать ему на своем примере, как рисовать пальцем красками, проводя линии и точки на листе бумаги. Урок может длиться всего пару минут, но проводиться систематически. Через несколько таких уроков, малыш сам потянется к краскам, чтобы попробовать сделать так же, как мама.
Малышу можно предложить различные игры с рисованием пальчиками. При этом, рисовать можно не только красками. Для этого подойдет и «кухонный материал» — мука, мелкая крупа, соль или даже песок.
Можно насыпать этого «материала» в противень или большую картонную крышку от коробки. Распределив содержимое тонким слоем по поверхности, можно начинать рисовать пальчиком, выводя линии и кружочки:
Для самых маленьких игры будут короткими, а материал самым простым, чтобы удержать его интерес. В возрасте до года лучше не давать ребенку настоящие краски, пусть даже и самые «безвредные», ведь он все равно будет их пробовать на вкус.
Заменитель красок для самых маленьких – натуральные пищевые красители. Можно использовать сами продукты: ягоды, морковку, шпинат, свеклу. Сок этих ягод или овощей нужно выдавить и налить в тарелочки. Малыш будет макать туда пальчик и рисовать на бумаге. На первых порах нужно показывать малышу на своем примере, завлекая его в процесс.
Кроме сока можно рисовать и кусочками вареной морковки или свеклы, а также раздавить ягоду смородины или малины прямо на листе. Деткам в этом возрасте еще не важен результат их работы, им интересен сам процесс, поэтому не пытайтесь учить ребенка «как надо», пусть он просто делает то, что хочет.
Разумеется, что маме необходимо перед творческими развлечениями одеть ребенка в «спецодежду» — кофточку и штанишки, которые не жалко испачкать, а также усадить малыша себе на руки или в детский стульчик, покрытый материалом, который легко моется. В таком случае, и ребенок получит удовольствие от творческого процесса, и мамины нервы будут в порядке:
Предложите малышу рисование манной кашей. Да-да, кашей… не очень жидкая манная каша – это отличный материал, который так прекрасно мажется. Пластиковый детский столик, большой поднос или просто бумага могут служить холстом. А если добавить в кашу пищевой краситель (немного сока), получатся краски. Пусть малыш мажет этими «красками» по столу, пробует на ощупь и изучает все их свойства. Плюс в том, что ребенок не отравится, даже попробовав их на вкус. Предложите художнику пару цветов, пусть он попробует их смешать.
Снимите малыша за творческим процессом на видео – получится прекрасный сюжет в архив. Ни в коем случает не нужно запрещать малышу рисовать так, как ему хочется. Дайте ему свободу действия, заранее позаботясь о безопасности этих действий и наблюдая за ним.
Рисунок пальчиками «Осень»
Например, чтобы создать изображение, с элементами осеннего пейзажа, необходимо:
Вариант поделки на тему «Осень» | Алгоритм ее создания |
Основная задача – не выходить за пределы кроны изображенного дерева и применять в работе только те цвета, которые можно увидеть в осеннее время года. |
|
|
Видео по теме «Рисование ладошками в детском саду»
Открытое занятие по рисованию ладошками в детском саду ( г. Краснокамск) по теме «Осьминог»
Как нарисовать льва ладошками (видеоурок для детей)
Идеи использования ладошек в детском изобразительном творчестве (видеогалерея рисунков)
Рисуем елочку ладошками (видеоурок для детей и воспитателей)
Мастер-класс по рисованию ладошками и пальчиками (детский развивающий центр «Аленка»)
Юные художники с раннего возраста стремятся выразить свои впечатления об окружающем мире в рисунке. Нестандартные техники, такие как рисование ладошками, восхищают малышей, одновременно стимулируя еще больший интерес к изобразительной деятельности. «Ладошковая» живопись позволяет создавать самые разнообразные образы — от абстрактных до сюжетных картинок, тем самым развивая творческую фантазию и индивидуальность ребенка.
Как рисовать пальчиковыми красками?
К краске не прилагается инструкция, родители сами должны объяснить ребенку, каким способом можно нарисовать сюжет. Существует несколько основных приемов.
Ладошками и пальчиками
Налейте краски в одноразовые пластиковые тарелки, чтобы ладошка малыша полностью помещалась в емкость.
Покажите малышу, как делать отпечатки всей ладонью, боковой поверхностью, закрашивать рукой поверхность листа.
Ладони годятся не только для создания абстракций. Дорисовывая карандашами недостающие элементы, продемонстрируйте ребенку, как легко из отдельных пятен можно создать полноценный рисунок:
- Добавив к оттиску сомкнутого кулачка хвост и плавники, можно получить силуэт рыбки.
- Мелкие отпечатки пальчиков станут камешками на морском дне, ладошка с оттопыренными кверху пальчиками – водорослями.
- Такая же ладошка, развернутая пальчиками вниз, с нарисованными глазками и ротиком очень похожа на осьминога.
- Пальчиками можно рисовать зеленую лужайку с пышной травкой, солнышко, цветы, бабочек и жуков.
Губкой или кусочком поролона
Если ребенок боится окунать ручки в краску, можно пользоваться поролоном. Предложите ему кусочек обычной губки для мытья посуды. Покажите, что можно окунуть его в краску и провести по листу бумаги разными способами – отрывисто, с нажимом, смешивая цвета.
Губка позволяет закрасить большую площадь, быстро оформить зеленую полянку или голубое небо.
С помощью трафарета
Рисование с помощью трафарета позволяет создать разнообразные картинки и сюжеты. Интересные картинки-шаблоны можно скачать или нарисовать самостоятельно.
Распечатайте образцы, вырежьте фигурки. Малыш с удовольствием будет наносить яркие пятна краски, получая изображения кошечек и собачек, рыбок и китов, стрекоз и бабочек. Можно приобрести готовую раскраску, это прекрасное пособие можно использовать многократно, краска легко удаляется со страниц. Эта техника больше всего нравится малышам.
Рисуем штампами
Большинство наборов красок продают в комплекте со штампами.
Дополнительные штампы можно вырезать из подручных материалов:
- сырого картофеля,
- плотного поролона,
- школьного ластика.
Используйте формочки для печенья, крупные пуговицы с выпуклым рисунком. Продумайте приспособление, в котором можно прочно закрепить самодельные штампы, чтобы ребенку было удобно держать его в руке.
Учимся рисовать глаза, кисти рук и стопы
Развивать и доводить до совершенства необходимо любой навык, даже имея талант от рождения, нужно постоянно развивать и оттачивать его. Мы уже рассказывали вам, что научится рисовать под силу абсолютно каждому, и мы надеемся, что вы уже приступили к выполнению наших советов.
Сегодня же мы хотим затронуть очередную «больную» тему начинающих художников, а именно – рисование таких сложных частей тела, как кисти рук, стопы и, конечно же, глаза.
Как правило, эти части тела всегда представляют наибольшую сложность для рисования и именно поэтому стоит уделить им немного больше вашего времени и внимания, когда вы учитесь рисовать.
Как рисовать кисти рук
Несколько основных правил:
- Необходимо практиковаться в рисовании ладони в разных положениях. Здесь работает то же принцип, что и везде – Практика, практика и еще раз практика.
- Ладони детей более толстые, чем пальцы.
- Женская ладонь более тонкая и изящная.
- Чтобы сделать ладонь более мужской, добавьте ей угловатости.
- На ладонях пожилых людей делаем больший акцент на костяшки пальцев и прорисовываем более морщинистую кожу.
Для начала нам необходимо немного понять анатомию ладони. Внимательно посмотрите на свои руки. Главной вашей целью не является запоминание того, как называется, какая часть кисти, изучайте пропорции и формы
Обратите внимание на то, что фаланги пальцев не находятся на одной линии, а пальцы не могут быть идеально ровными и всегда наклонены в какую-либо сторону
Указательный, средний, безымянный палец и мизинец довольно тесно связаны между собой и не могут находиться далеко друг от друга, в свою очередь у большого пальца довольно широкий круг движения.
Попробуйте обвести свою руку и заполнить контур деталями. Это поможет вам немного лучше понять, как должна выглядеть ладонь на рисунке.
Перед началом рисования руки, в первую очередь стоит наметить ее общий размер и точки, в которых будут находиться окончания пальцев. Только после этого набросок делится на несколько частей.
При рисовании рук существуют общепринятые пропорции. Например, длина ладони равна длине указательного пальца умноженного на 2. Указательный палец равен безымянному, иногда безымянный может быть немного длиннее указательного. Мизинец доходит до верхней фаланги безымянного пальца.
Ноготь должен занимать половину фаланги. Женские ногти рисуются более округлыми, а мужские более квадратными. Если вам трудно рисовать пальцы, представьте, что фаланги – это цилиндры, соединенные между собой. Не забывайте добавлять тени, для достижения большей реалистичности руки.
Начиная рисовать, сначала пробуйте варианты попроще, например, раскрытая или развернутая ладонь. Постепенно усложняйте задачу, например, рисуя руку, сложенную в кулак.
Как рисовать стопы
Как и в первом случае, перед началом рисования, необходимо внимательно изучить анатомию стопы. Строение кистей и ступней чем-то похожи между собой, тем не менее, пропорции будут отличаться.
Длина стопы обычно равняется длине головы человека, которого вы рисуете. Стопа состоит из двух частей – пятки и плюсны (части, которая соединена с пальцами). Верхняя часть стопы поднимается к верху.
Косточка, которая находится снаружи, всегда ниже, чем внутри. Нижняя часть стопы имеет изгиб, она не рисуется плоской. Большой палец всегда рисуется параллельно земле, а все остальные будут опущены к земле.
Еще одно замечание, если вы рисуете стопу сверху, то пальцы будут длиннее, чем на рисунке стопы снизу. Нижняя часть ногтя находится на половине верхнего сустава, ширина ногтя длиннее, чем его высота. Большой палец имеет ширину двух вторых пальцев.
Как рисовать глаза
Если вашей конечно целью является умение рисовать портреты, то глазам придется уделить очень много времени. Взгляд – во что в первую очередь необходимо передать, рисуя глаза.
Первым делом необходимо нарисовать форму глаза. В дальнейшем, при рисовании портретов, этому шагу придется уделять довольно много времени, так как неверно показанная форма, испортит весь ваш рисунок.
После этого очертите роговицу. Сразу же нанесите блики на зрачок. Не упускайте ни одной мелочи, которую вы увидите. Радужка глаза не должна быть абсолютно круглой. Снизу и сверху она срезана веком.
Радужка, попадающая под верхнее веко, всегда будет чуть темнее. Остальные затемнения и блики будут зависеть от вашего желания или от того, кого вы рисуете. Затемните белок глаза. По краю тени должны быть несколько темнее.
Ресницы рисуются заключительным этапом. У основания они толще, чем у окончания
Обратите внимание на то, что ресницы немного отражаются в глазах
Напоследок еще раз напоминаем, что главное это практика. Начинайте с простого и постепенно доводите свой навык до совершенства постепенно усложняя свои задачи.
Рисование мыльными пузырями
Рисовать картины можно и мыльными пузырями. Для этого понадобятся следующие материалы:
- шампунь либо пенящееся жидкое мыло;
- гуашь или пищевой красители;
- вода;
- трубочки для коктейля;
- ложки;
- основа — листы картона.
Ход работы будет такой:
- Воспитатель разбавляет моющее средство водой в соотношении приблизительно 1:5, затем нужно разделить его по ёмкостям и в каждую добавить свою краску.
-
Ребёнок помещает трубочку в стаканчик и дует в неё — на поверхности ёмкости появляется цветная пена.
-
Пену следует взять с помощью трубочки и перенести на бумагу. Как вариант можно воспользоваться ложкой или приложить основу к стакану, чтобы остался отпечаток. Из такой цветной пены получаются очень нежные картины в пастельных тонах. Это может быть просто фантазийная композиция из пятен или же определённый образ, дополненный недостающими деталями.
Предварительная подготовка
На упаковках с красками написано, что они рекомендованы для детей старше 2–3 лет. Многие родители на собственном опыте убедились, что можно приступать к рисованию гораздо раньше.
Чем меньше малыш, тем серьезнее надо подойти к подготовительному процессу, чтобы увлеченный ребенок не разрисовал все вокруг. От первого занятия зависит, полюбит ли малыш рисование. Убедитесь, что ребенок сыт, не хочет спать, у него хорошее настроение.
Прежде чем усадить кроху за столик, подготовьте все необходимое:
- Переоденьте юного художника в одежду, которую не жалко запачкать.
- Наденьте передник из клеенки.
- Подготовьте лист плотной белой бумаги. Ее вполне можно заменить остатками обоев, используя обратную сторону.
- Отберите понемногу краски разных цветов, переложите ее в небольшие емкости, например пластиковые крышки или игрушечные чашки.
- Подготовьте влажные тряпки, салфетки.
Самое удобное место для занятий для самых маленьких – столик для кормления. Ребенку комфортно сидеть в нем, есть специальные выемки для красок, чтобы малыш ненароком не смахнул их на пол.
Как рисовать руки
Хорошо прорисованные руки всегда облагораживают всю иллюстрацию в целом. Некоторые художники специально включают в свои сюжеты руки.
Анатомия
Кости и сухожилия на тыльной стороне ладони близки к поверхности, но те, что вокруг ладони и внутри пальцев, скрыты от глаз. В основании каждого пальца есть подушечка. Она защищает лежащие внутри кости и создает сцепление с удерживаемым объектом.
Пропорции руки
На рисунке показано, как правильно определить положение впадины ладони
Также обрати внимание на кривую изгиба тыльной стороны кисти. Руки не будут выглядеть натурально, способными к хватанию, пока художник не освоит эти детали
Руки на рисунке изображены так, как если бы они держали какой-то предмет. Громкий звук аплодисментов производится резким сжатием воздуха между впадинками двух ладоней. Плохо нарисованные руки будут выглядеть неспособными аплодировать.
Женские руки
Руки женщин, отличаются от мужских в основном тем, что у них мельче кости, не так сильно выражены мышцы и большая округлость плоскостей. Если средний палец сделать размером по меньшей мере в половину длины ладони, рука будет более грациозной и женственной. Длинные пальцы, овальные по форме, добавят шарма.
Руки детей — сами по себе хорошее упражнение в рисовании. Основное отличие от рук взрослых то, что ладонь значительно толще в сравнении с маленькими пальцами.
Мышцы большого пальца и основания ладони очень объёмные, даже маленькие дети могут удерживать собственный вес. Костяшки на тыльной стороне ладони скрыты плотью и заметны по ямочкам.
Основание ладони полностью окружено складками; оно значительно толще, чем подушечки под пальцами.
Пропорции в основном остаются теми же. В возрасте начальной школы разница между рукой мальчика и девочки невелика, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика больше и крепче, показывая развитие костей и мышц.
Кости девочек остаются меньше, поэтому у них никогда не развиваются такие большие костяшки пальцев, как у мальчиков. Основание ладоней также развивается больше у мальчиков, у девочек оно гораздо мягче и глаже. У мальчиков ногти, так же как и пальцы, слегка шире.
Детские руки — нечто среднее между руками младенца и руками подростка. Это означает, что мышцы большого пальца и основания ладони пропорционально толще, чем у взрослого, но тоньше в сравнении с пальцами, чем у младенца. Пальцы в соотношении с ладонью такие же, как у взрослых.
Рука в целом меньше, немного полнее, с ямочками, и суставы, конечно, более округлые. Освоив конструкцию рук, ты получишь удовольствие от рисования рук пожилых людей. В действительности рисовать их проще, чем руки молодых, потому что анатомия и конструкция руки заметна больше.
Основы конструкции всё те же, но пальцы становятся толще, суставы больше, костяшки пальцев выдаются сильнее. Кожа становится морщинистой, но подчёркивать эту морщинистость нужно лишь на виде с близкого расстояния.
Идеи для пальчиковых рисунков
Рисование пальчиками – это самый доступный вид творчества для малышей, начиная с шести месяцев. Примерно в возрасте двух-трех лет ребенок будет просить и родителей что-нибудь нарисовать. Тогда можно пойти на небольшую хитрость. Попросите ребенка сделать пальчиками отпечатки краски. А потом превратите их в разные рисунки: изображения животных, цветов, транспорта. Такой способ пальчикового рисования понравится и детям постарше. Любому дошкольнику идея превращать свои отпечатки в забавные рисунки придется по душе. Это и возможность развивать мелкую моторику, и фантазию, и креативность, и идея весело провести время.
Печатание
Суть метода печатания очень проста — краска наносится на поверхность какого-либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск. Для этой цели можно использовать готовые пластмассовые печатки, которые продаются в магазинах канцтоваров: на них изображаются животные, мультяшные персонажи, фрукты, овощи, геометрические фигуры, буквенно-цифровые символы и пр.
На штампике может быть изображена, например, мультяшная зверюшка
Также воспитатель может самостоятельно изготовить такие штампы из овощей (самый популярный вариант — картофель), пенопласта, пробок от пластиковых бутылок (на них наклеивается простой поролоновый силуэт). Можно использовать листья деревьев, рельефные салфетки с узорами, перья птиц. Идей здесь масса, главное — проявить фантазию.
Педагог легко может изготовоить штампы для печатания своими руками
Краска (гуашь или акварель) наливается в блюдце или небольшой поддон. Дошкольник опускает туда печатку и наносит оттиск на бумагу.
Такой метод позволяет составлять красивые орнаменты, выстраивая изображение из множества одинаковых элементов (бусы, гусеница), сюжетные картины (например, рыбки в аквариуме), заполнять готовые силуэты (пятна на шкуре леопарда, плоды на яблоне или груше, разноцветные осенние листья на кроне дерева и пр.).
Сам процесс печатания приводит малышей в восторг
Рисование ладошками
Одна из любимых детьми техник — рисование ладошками. Это очень просто и весело: в блюдце с краской (разбавленная гуашь или опять-таки пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони (как вариант на ладонь можно нанести краску кисточкой). Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги.
Ребёнок погружает ладонь в краску или наносит её кистью
Таким необычным способом хорошо изображать определённые объекты, что и определяет тематику занятий:
- «Цветы».
- «Солнышко».
- Дерево».
- «Рыбка»
- «Дракон» (или «Динозавр»).
- «Петушок».
- «Осьминожка».
Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, чтобы получился завершённый образ (например, это глазик у рыбки, стебель или горшочек у цветка).
Дорисовав детали у отпечатка, можно получать самые разные образы, например, снегиря
С помощью таких элементов, кстати, можно получать самые неожиданные образы, например, Деда Мороза. Главное здесь — фантазия воспитателя. Кроме того, нужно давать детям возможность проявить своё воображение — дополнить образ по своему желанию.
Отпечаток ладошки нужно всего лишь дополнить красной шапочкой и дорисовать глазки, нос и рот
Пошаговое рисование «Весёлый петушок» (ладошковая живопись)
-
Педагог предлагает ребёнку лист бумаги светло-зелёного цвета (можно затонировать). Первоначальный этап — рисование дорожки, по которой будет шагать петушок.
-
Затем дошкольник опускает ладошку в жёлтую краску и оставляет отпечаток над дорожкой. При этом большой палец нужно отставить в сторону (голова петушка), а остальные пусть смотрят вверх (крылышки).
-
Образ дополняется основными деталями — гребешком, и бородкой. Сделать это помогает педагог, некоторые же ребята в состоянии справиться и сами (реализуется индивидуальный подход).
-
Для большей конкретизации образа можно использовать ещё один цвет, украсив хвост и крылья. Рядом же можно нарисовать цыплёнка с помощью двух отпечатков большого пальчика (опять-таки в рамках индивидуального подхода — для детей, которые быстро и качественно справились с основным заданием).
Развиваем мелкую моторику у ребенка
Психологи считают, что начинать творческие опыты с пальчиковыми красками можно с 10–11 месяцев. Уже тогда малыш может проследить взаимосвязь краски и следа на бумаге. Но лучше ориентируйтесь на индивидуальность вашего ребенка. Если он уже свободно передвигается ползком или на ногах и вовсю увлечен исследовательской деятельностью, самое время приобщить его к творчеству и познакомить с пальчиковыми красками.
Пальчиковое рисование желательно начинать в первой половине дня, когда активность ребенка более высокая
Об окончании занятия малыш напомнит вам сам, ведь подолгу удерживать внимание годовалому крохе просто не под силу. Первые уроки, как правило, длятся недолго – буквально пару минут
В дальнейшем увлеченный ребенок, не отрываясь, может рисовать до 15–20 минут.
Что понадобится для пальчикового рисования? Прежде всего, специальные пальчиковые краски, их можно купить практически в любом магазине, где есть отдел товаров для детского творчества. Они имеют нужную консистенцию и не требуют дополнительного разведения водой
При выборе обратите внимание на сами баночки: они должны плотно закрываться, чтобы краска не загустела слишком быстро. Для первых опытов в изобразительном искусстве лучше выбрать яркие, но не «кислотные» цвета
Что касается бумаги, то предпочтительны листы для акварели формата А3. Они большие, малышу будет где «размахнуться». А если взять рулон старых обоев, на котором можно рисовать с обратной стороны, то детскому счастью вообще не будет предела. И еще сделайте заготовку – зеленый листок, на котором сидит божья коровка. Он вам пригодится.
Шаг 1.
C учетом возраста ребенка готовим рабочее место: застилаем стол или пол клеенкой (газетами), кладем лист бумаги и краски, раскрываем пару баночек. Знакомство с пальчиковыми красками лучше начинать с одного-двух цветов. Сначала малыш удивляется самому факту, что краска оставляет след на бумаге, и не стремится менять цвета.
Шаг 2.
Не торопитесь обмакнуть в краску пальчик малыша. Он может испугаться и наотрез откажется «пачкать» ручки. Лучше покажите ему пример, оставив на бумаге длинную цветную линию своим пальцем или отпечаток своей ладони. Потом пригласите малыша «побаловаться» вместе с вами. Обыграйте занятие стишками или песенками.
Шаг 3.
Теперь пусть кроха обмакнет в краску пальчик и проведет им по бумаге. Дайте малышу время освоиться и понять, что линия на листе – дело его пальчиков. А после переходите к несложным игровым упражнениям.
Шаг 4.
Теперь берем нашу заготовку – зеленый листочек с божьей коровкой. Предложите малышу дорисовать ей лапки и точечки на спине при помощи пальчика и черной краски. Дети обожают, когда в занятии есть игровой момент. Это их по-настоящему увлекает. А если им понравится, следующий «урок» пройдет на ура!
Бдительность прежде всего!
Перед покупкой проверьте, соответствует ли выбранная пальчиковая краска стандарту безопасности. Российские производители обязательно указывают номер санитарно-эпидемиологического заключения
На упаковке импортной краски обратите внимание на наличие знаков «СЕ» или «АР». Такая маркировка означает, что изделие соответствует требованиям европейских или американских стандартов и безопасно для здоровья его потребителей
Как провести занятие интересно?
Процесс рисования очень полезен для детей
Он развивает внимание, память, мелкую моторику и воображение. Пальчиками и ладошками можно рисовать дома, в детском саду, использовать технику рисования для развлечения детей во время детского праздника
Чтобы творческое занятие прошло интересно и принесло максимум удовольствия и пользы, рекомендуется включить в него элементы игры:
- Загадать загадку и попросить нарисовать ответ ладошкой. Пример: Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
- Прочитать детям сказку, а затем предложить изобразить полюбившегося героя. Пример: «Лиса и козел», «Как лиса с овцой волка наказали», «Теремок».
- Организовать коллективное рисование. Дети могут вместе нарисовать солнышко или подводное царство. Для этого каждый делает ручкой отпечаток-лучик или отпечаток-рыбку.
- Провести познавательное занятие на тему «зима», «осень» или другую с играми, загадками, хороводом и песнями. В конце урока закрепить полученные знания рисованием тематической картинки ладонью. Например, зимнего леса, снежинки или осеннего дерева.
Польза от пальчикового рисования
Начинайте рисовать с ребенком в семь – восемь месяцев. Знакомство с творческим миром в таком возрасте отразиться на его дальнейшем развитии и общем познании окружающей среды.
Всем известно, что на кончиках пальцев находятся точки, которые отвечают за различные человеческие органы. Поэтому, массаж пальчиков является очень полезным, потому что при этом активизируется речевой центр. Кроме того, в результате этого крохи быстрее произносят слова.
Чудесные и красочные альбомы создадут условия для творческой активности, сообразительности и воспитания вкуса у малышей:
- “Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 3-4 года”
- “Альбом по развитию изобразительных и творческих умений «Рисуем ладошкой и пальчиком» для детей 3-4 лет”
Действие пальчикового рисования на малышей
Вы когда-нибудь пробовали рисование пальчиками с вашим ребенком? Нет? Тогда давайте посмотрим, какой результат будет, применяя такой интересный метод. Итак, перечислим действия, которые улучшаются после него:
- речевое развитие путем пальчикового массажа;
- развитие образного и абстрактного мышления;
- раскрепощение малыша с высвобождением его врожденного творческого потенциала;
- развитие художественного вкуса и обучение цветам;
- познание мира с помощью цвета и текстуры красок, а также экспериментирование с ними;развитие фантазии.