Занятие » вода, как основная жидкость в нашей жизни» опыты и эксперименты по окружающему миру (2, 3 класс) по теме

Домашний опыт по физике с инерцией

Нам понадобятся банка с водой и хозяйственная сетка. Ни для кого не будет секретом, что если открытую банку перевернуть, то вода выльется из нее. Давайте попробуем? Конечно, для этого лучше выйти на улицу. Ставим банку в сетку и начинаем плавно раскачивать ее, постепенно наращивая амплитуду, и в результате делаем полный оборот — один, второй, третий и так далее. Вода не выливается. Интересно? А теперь заставим воду выливаться вверх. Для этого возьмем жестяную банку и сделаем в донышке отверстие. Ставим в сетку, наполняем водой и начинаем вращать. Из отверстия бьет струя. Когда банка в нижнем положении, это не удивляет никого, а вот когда она взлетает вверх, то и фонтан продолжает бить в том же направлении, а из горловины – ни капли. Вот так-то. Все это может объяснить принцип инерции. При вращении банка стремится улететь прямо, а сетка не пускает ее и заставляет описывать окружности. Вода также стремится лететь по инерции, а в том случае, когда мы в донышке сделали отверстие, ей уже ничего не мешает вырваться и двигаться прямолинейно.

Занятия с малышами

Давайте покажем крохе 4 лет основное свойство жидкости, что она принимает всевозможную форму.
Как это сделать? Возьмем любую прозрачную тару и наполним ее водой. Что это может быть? Например, стеклянные банки и стаканы. Но и не твердые емкости тоже подойдут: целлофановый пакет, воздушный шарик, медицинская перчатка. Какая форма воды? это зависит от того, во что она налита.Вывод: у жидкости нет определенной формы.

Масло и вода не смешиваются. Наливаем в стаканан масло, затем добавляем воду. Воду можно окрасить. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже  если Вы попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, пищевой краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Если добавить таблетку аспирина, то получим бурлящую лаву.Когда Вы льете воду в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.

Еще один простой опыт познакомит карапузов 5 6 лет с тремя состояниями воды: твердое жидкое и газообразное. Подготовьтесь заранее и заморозьте ее около литра. Желательно это сделать в двух металлических емкостях.Один кусочек льда растопите на глазах ребенка. Дайте малышу сравнить и высказаться. И снова верните емкость на плиту. Накройте ее прозрачной крышкой. Наблюдая, можно заметить, как под крышкой собрался пар (газообразное состояние жидкости) и капельки – это конденсат. Откройте крышку. Только вначале спросите кроху, откуда взялся пар, если в кастрюльке была только вода?Но на этом эксперимент не закончился

Обратите внимание карапуза, что пар поднялся вверх. А кусочек льда плавает на воде

Расскажите на этом примере, что самое тяжелое – вода, потом идет лед, а пар даже легче воздуха.Вывод: мы познакомились с тремя состояниями воды и узнали, что при этом меняется ее вес.
Давайте продолжим. И снова опыт с водой и воздухом. На этот раз мы при помощи жидкости увидим, что воздух есть, хоть и невидим. Возьмем глубокую миску с водой и пол-литровую банку.
Спросите маленьких, банка пустая? Дайте им ответить. А теперь, переверните банку и, держа ее ровно, опустите на дно миски. Почему вода не заполнила банку? Что ей мешает? Чем наполнена банка, что не пускает жидкость?Вывод: хоть воздух не видим, но он есть. И это мы сейчас доказали.

Бумажная рыбка

Чтобы провести данный эксперимент, нам необходимо вырезать из плотной бумаги (можно картона) маленькую рыбку, длина которой должна составить 30-50 мм. Делаем в середине круглое отверстие диаметром примерно 10-15 мм. Далее со стороны хвоста прорезаем узкий канал (ширина 3-4 мм) до круглого отверстия. После чего наливаем воду в таз и аккуратно помещаем туда нашу рыбку таким образом, чтобы одна плоскость лежала на воде, а вторая — оставалась сухой. Теперь необходимо в круглое отверстие капнуть масла (можно воспользоваться масленкой от швейной машинки или велосипеда). Масло, стремясь разлиться по поверхности воды, потечет по прорезанному каналу, а рыбка под действием вытекающего назад масла поплывет вперед.

Поверяем, как разные материалы пропускают воду

Представьте вместе с ребенком, что вы попали под дождь, а зонтика с собой не оказалось. Зато в сумке прихвачена масса разных вещей: тетрадка, бумажные салфетки, целлофановый пакет, носовой платок, лист картона. Что из этого можно было бы использовать, чтобы защититься от дождя? Заранее подготовьте соответствующие материалы для проверки своих гипотез. Вам понадобятся:

  • целлофановый пакет,
  • кусочек ткани,
  • лист бумаги,
  • лист картона,
  • бумажная салфетка.

Потихоньку поливая на все эти материалы воду из пипетки, ребенок поймет, что ткань быстро промокает, целлофан держит воду хорошо, а на бумажную салфетку вообще нет никакой надежды.

Если у ребенка есть желание, не забудьте отобразить полученные результаты в своем научном блокноте, записав или схематично зарисовав ход эксперимента.

Исследуем твердые состояния воды. Носим «воду в решете»

В этом опыте мы обратим внимание ребенка на то, что в разных состояниях вода ведет себя по-разному. Спросите юного исследователя, можно ли унести воду в решете

И хотя ребенок, скорее всего, ответит правильно, вместе наглядно проверьте это – возьмите сито или дуршлаг и вылейте в него воду.

А потом попробуйте проделать то же самое со снегом и льдом. Ребенок своими глазами увидит, что они останутся в сите, а заодно и поймет, что воду в решете пронести можно! Только, если она в одном из своих твердых состояний.

Попросите ребенка сформулировать своими словами, почему снег и лед остаются в сите. Малыш будет учиться излагать свои мысли и лучше поймет сам эксперимент. А вам будет очень интересно послушать его мнение

Вывод. В своих твердых состояниях вода сохраняет форму и не растекается.

№1.Опыт проводится при помощи воды и соли

Для проведения данного эксперимента понадобятся следующие предметы:
— вода;
— небольшой стаканчик;
— соль кухонная.

Ход работы:
1. Стакан необходимо наполнить водой по самые края.
2. Медленно помешиваем воду тоненькой проволокой и потихоньку сыплем в нее соль.
3. Цель опыта: показать, что в полный стакан воды можно всыпать почти полстакана соли, не пролив при этом ни капли жидкости.
Почему так происходит: вода, находясь в жидком состоянии, оставляет свободное место между своими молекулами, куда в итоге и помещаются молекулы соли. Если ее насыпать слишком много, тогда она перестанет растворяться, образуется осадок и вода перельется через край стакана. Поэтому следует точно знать пропорции, чтобы опыт удался и был интересен для школьника.

№2. Опыт с помощью воды и бумаги

Для опыта необходимо иметь:
— вода
— ножницы;
— цветные карандаши (фломастеры тоже подойдут);
— клей (желательно не сухой);
— листы цветной бумаги (тонкие и плотные);
— просторная емкость для воды (большая миска, таз, поднос).

Ход работы:
1. Аккуратно разрезаем бумагу на квадратики, чтобы стороны были по 15 сантиметров. Складываем их пополам и как можно ровнее вырезаем из данных лоскутков цветочки и отгибаем их лепестки вверх. По желанию можно вклеить в цветочки серединки из желтой или белой бумаги.
2. Кладем цветочки в тару с водой.
3. И вот момент истины: через несколько минут происходит невероятное – цветы раскрывают свои лепесточки! Время проведения опыта зависит от того, какой плотности бумага, из которой сделаны цветки.
Секрет удачного проведения эксперимента: все довольно просто. Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и под собственной тяжестью они «распускаются».

№3. Опыт с помощью воды и воздушного шарика

Необходимые составляющие для эксперимента:
— банка или стеклянная ваза (с не очень широким горлышком);
— воздушный шарик;
— чайник;
— вода.

Ход опыта:
1. Набираем воды в шарик ровно столько, чтобы он никак не мог пройти в банку или в горлышко вазы.
2. Греем воду в чайнике и выливаем ее в тару.
3. Оставляем посуду с водой на небольшой промежуток времени, чтобы ее стенки успели нагреться.
4. Опустошаем банку и на ее горлышко кладем сверху шарик.
5. И тут происходит самое интересное: шарик потихоньку начинает втягиваться в горлышко посудины.
Секрет данного опыта заключается в том, что нагретые стенки банки или вазы после опустошения начинают отдавать тепло воздуху, находящемуся внутри тары. Молекулы этого воздуха начинают двигаться в ускоренном темпе, и когда мы кладем шарик на горлышко посудины, то возникает разница в давлении внутри и извне. Поэтому шарик и проходит внутрь банки без каких-либо особых препятствий.

№4. Опыт с помощью воды и зубочисток

Для проведения этого опыта нам понадобятся:
— тара с водой;
— деревянные зубочистки;
— мыло;
— прессованный сахар (рафинад).

Ход работы:
1. Зубочистки кладем в емкость с водой.
2. В центр посудины предельно аккуратно помещаем прессованный сахар и наблюдаем следующее: буквально через десять-двадцать секунд зубочистки приходят в движение и начинают продвигаться в направлении сахара.
3. Потом кладем на дно тары мыло – и зубочистки плывут в обратную сторону.
Секрет данного опыта заключается в том, что сахар, как известно, имеет свойство впитывать влагу, поэтому он может создавать поток в направлении центра тары с водой. А вот мыло, наоборот, препятствует чрезмерному натяжению воды в центре посуды с водой, что заставляет зубочистки двигаться в противоположную сторону.

Водяная карусель

Нам потребуются пустая консервная банка, молоток, гвоздь, веревка. Пробиваем при помощи гвоздя и молотка в боковой стенке у самого дна отверстие. Далее, не вытягивая гвоздь из дырки, отгибаем его в сторону. Необходимо, чтобы отверстие получилось косое. Повторяем процедуру со второй стороны банки — сделать нужно так, чтобы дырки получились друг напротив друга, однако гвозди были загнуты в разные стороны. В верхней части сосуда пробиваем еще два отверстия, в них продеваем концы каната или толстой нити. Подвешиваем емкость и наполняем ее водой. Из нижних отверстий начнут бить два косых фонтана, а банка начнет вращаться в противоположную сторону. На этом принципе работаю космические ракеты – пламя из сопел двигателя бьет в одну сторону, а ракета летит в другую.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. «Биология. Введение в биологию», УМК «Сфера жизни»)

Рабочая программа по биологии. 9 класс. «Биология. Основы общей биологии», авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев «Общая биология»

Рабочая программа по биологии «Биология. Человек. 8 класс». В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» — М.: Вентана -Граф, 2017».

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Смешиваем разные цвета

Этот опыт не совсем про воду и ее свойства, он скорее про цветовую палитру и смешивание цветов. Но как не включить его в эту подборку? Дочь в него прям влюбилась, и самостоятельно потом несколько раз повторяла. Конечно, любимые колбы и пипетка стали одним из важных факторов успеха этого эксперимента Но повторить опыт можно и с помощью обычных стаканов.

Объясните ребенку, что существует три основных цвета – красный, желтый, синий – из которых можно получить какой угодно цвет. И приступайте

Сначала с помощью гуаши покрасьте воду в стаканах / колбах, а затем, перемешивая их друг с другом, получайте новые цвета. В первую очередь попробуйте стандартные  цветовые миксы:

А затем, если будет интерес, то можно поэкспериментировать с получением более экзотических цветов.

Исследуем свойства воды. Вкус

Вода, как известно, обладает рядом уникальных свойств, о которых ребенку будет интересно узнать. Конечно, в обычной жизни малыш часто взаимодействует с водой и поэтому сам уже давно интуитивно понял, что она не имеет ни формы, ни вкуса

Однако такие опыты все-таки нужны для того, чтобы акцентировать внимание ребенка на этих свойствах и показать, что вода – это уникальное вещество

Для опыта заранее подготовьте три стакана питьевой воды. В один стакан добавьте сахар, в другой – сок лимона, в третий ничего не добавляйте. Дайте ребенку попробовать воду из каждого стакана, при этом, не сообщая, что в них находится. Попросите малыша угадать, в каком из этих стаканов находится только лишь вода, и что добавлено в другие стаканчики.

Вывод эксперимента. Вода сама по себе не имеет никакого вкуса. Но при этом легко смешивается с другими веществами и приобретает благодаря ним вкусовую окраску.

Опыты со старшими ребятишками

  1. И снова заставим вести себя жидкость необычно. Разогреем кастрюлю над огнем и капнем жидкости. Что мы видим? Вода танцует! Прежде, чем испариться, отдельные капельки весело подпрыгивают.Вывод: на самом деле, вода испаряется. Только первая ее «порция». А пар, который от этого образовывается, приподнимает над поверхностью капли и удерживает их.
  2. Научим крох новому искусству? Используем лак для ногтей рисунок из которого должен ровно лечь на поверхность стеклянной посуды. Берем миску с водой и капаем в нее разные цвета лака. При помощи зубочистки смешиваем, чтобы получился рисунок. Теперь стеклянную посуду опускаем в миску. На посуде остается рисунок.Вывод: вода и лак не смешиваются. Лак только расплывается по поверхности. При помощи этой техники можно сделать декор разным вещам, в том числе и маникюр.
  3. Сила выталкивания, что это такое? Давайте на примере покажем малышам, как зависит эта сила от плотности воды. Нам понадобится соль, яйцо, стакан и вода. Опускаем в наполненный жидкостью стакан яйцо. Свежее яйцо утонет. Тогда добавьте соли. Яйцо всплывет.Вывод: по мере растворения соли плотность воды будет увеличиваться, а значит, увеличивается ее сила выталкивания.
  4. Давайте разукрасим воду красками. Пусть это сделает сам карапуз при помощи обычных красок и кисточки. Выбор цвета тоже за малышом.
  5. Нам понадобится тарелка с небольшим углублением. На ее дно приклеим кусочек пластилина, в него воткнем 4-10 спичек.Заполняем цветной жидкостью дно тарелки. Поджигаем спички. Когда они разгорятся, переворачиваем банку и опускаем ее вверх дном, чтобы пластилин был в середине.Спички потухнут. Но при этом вода течет вверх заполняет банку.Вывод: так мы познакомили ребятишек с еще одним явлением, с давлением. В нагретом воздухе давление возросло и частично газ вышел. Но, когда воздух стал остывать, его давление стало снижаться, и вода стала подниматься.

Конечно, это – далеко не все опыты, которые можно показать деткам, чтобы научить их, что нет простых предметов, и показать на примере, как взаимодействуют они между собой. А потому, продолжайте удивлять и обучать своих малышей! А я всегда вам в этом помогу. От вас подписка и приглашение друзей на сайт, а от меня всегда интересная информация! На сегодня все! Пока!

Как получить воду из растений?

Чтобы провести этот опыт нужно не так уж и много: обычную бутылку с чистой водой или любой другой высокий сосуд, любое растение, исключая хвойные породы, полиэтиленовый прозрачный пакет и самые простые нитки. Начать опыт следует с того, что поместить растение в бутыль с водой. Затем накинуть на растение пакет, можно задействовать его целиком, а можно лишь его часть. После этого нужно обмотать пакет нитками достаточно крепко, чтобы он не упал, а также для того, чтобы туда не проникал воздух из окружающей среды или помещения. Через некоторое время можно наблюдать, как на стенках полиэтиленового пакета будет образовываться конденсат в виде капелек воды и пара. Почему это бывает? Все просто – вода, которая присутствует в корнях, потому что они всасывают ее из бутылки, поднимается по стволу к самим листьям. Часть жидкости задерживается там, так как принимает участие в процессе фотосинтеза, а остаток проходит дальше через устьицами – своеобразные поры листьев. Кислород и углекислый газ также проникают через них . Начинается транспирацией, то есть процесс избавления от излишней жидкости, которую, собственно, и можно наблюдать на стенках пакета.

Опыт с водой для детей «Тонет – не тонет»

Заранее пройдитесь по дому и подготовьте небольшие предметы, отличающиеся по форме и плотности. Например, для этого исследования можно взять зубочистки, перышко, кусочек ваты, болтик, пуговицу, монету, декоративные камешки, пустой пузырек, кубик и т.п. Наблюдайте, как каждый предмет будет вести себя, если его бросить в миску с водой – потонет или нет?

Перед тем, как бросить что-то в воду, спрашивайте у ребенка, пойдет ли этот предмет ко дну. Объяснять маленькому ребенку физику процесса и что такое плотность, конечно, еще рано. Однако, экспериментируя с разными предметами, ребенок научится интуитивно определять, какой из них удержится на воде. Оперируйте такими понятиями, как тяжелый, легкий, пустой, плотный и т.п.

Воздушный шар и пластиковая бутылка

Школьники седьмых классов начинают изучать атмосферное давление и его воздействие на окружающие нас предметы. Чтобы раскрыть эту тему глубже, лучше провести соответствующие опыты по физике. Атмосферное давление оказывает влияние на нас, хоть и остается невидимым. Приведем пример с воздушным шаром. Каждый из нас может его надуть. Затем мы поместим его в пластиковую бутылку, края оденем на горлышко и зафиксируем. Таким образом, воздух сможет поступать только в шар, а бутылка станет герметичным сосудом. Теперь попробуем надуть шар. У нас ничего не получится, так как атмосферное давление в бутылке не позволит нам этого сделать. Когда мы дуем, шар начинает вытеснять воздух в сосуде. А так как бутылка у нас герметична, то ему деваться некуда, и он начинает сжиматься, тем самым становится гораздо плотнее воздуха в шаре. Соответственно, система выравнивается, и шар надуть невозможно. Теперь сделаем отверстие в донышке и пробуем надуть шар. В таком случае никакого сопротивления нет, вытесняемый воздух покидает бутылку – атмосферное давление выравнивается.

Очень многое зависит от учителя

Возможно, в этом виновата наша система образования, а может быть, все дело в учителе, который думает только о том, что нужно отчитать утвержденный свыше материал, и не стремится заинтересовать своих учеников. Чаще всего виноват именно он. Однако если детям повезет, и урок у них будет вести преподаватель, который сам любит свой предмет, то он сможет не только заинтересовать учеников, но и поможет им открыть для себя что-то новое. Что в результате приведет к тому, что дети начнут с удовольствием посещать такие занятия. Конечно, формулы являются неотъемлемой частью этого учебного предмета, от этого никуда не деться. Но есть и положительные моменты. Особый интерес у школьников вызывают опыты. Вот об этом мы и поговорим более детально. Мы рассмотрим некоторые занимательные опыты по физике, которые вы сможете провести вместе со своим ребенком. Это должно быть интересно не только ему, но и вам. Вполне вероятно, что при помощи таких занятий вы привьете своему чаду неподдельный интерес к учебе, а любимым предметом для него станет «скучная» физика. Опыты в домашних условиях проводить совсем несложно, для этого потребуется совсем немного атрибутов, главное, чтобы было желание. И, возможно, тогда вы сможете заменить своему ребенку школьного учителя.

Рассмотрим некоторые интересные опыты по физике для маленьких, ведь начинать нужно с малого.

Исследуем различные состояния воды. Газообразное состояние

Конечно, ребенок уже много раз видел пар и знает, что это такое. Но попробуйте спросить его, из чего пар состоит и, вполне возможно, что он так сходу вам и не ответит. Поэтому цель этого эксперимента – как раз убедиться в том, что пар состоит из воды. Ну и познакомиться с третьим состоянием воды – газообразным.

Подготовьте небольшое карманное зеркало. Налейте в кружку кипяток. Рассмотрите пар, исходящий от воды, объясните, откуда он появился. Затем подержите зеркало над кружкой. Лучше, если это будет делать взрослый, так как ребенку, скорее всего, будет горячо.

Буквально через несколько секунд можно будет увидеть, что на зеркале появились капельки воды. Пускай ребенок потрогает зеркало и убедится, что оно мокрое. Произошло это от охлаждения пара. Вывод опыта очевиден: пар – это тоже вода, только в виде газа. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды.

Уроки с дошкольниками и младшеклассниками

  1. Воду, в которой стоит свежесрезанный белый цветок, разукрасьте при помощи красок. Через некоторое время малыш убедится, что цветок приобретает такой же окрас, какой мы использовали для окрашивания воды.Вывод: вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения. А соответственно, качества жидкости передаются цветку.
  2. Продолжим по этой теме эксперименты. Возьмем два стакана. Один с водой, другой пустой. Скрутим салфетки так, чтобы они напоминали согнутую пополам полоску. Один конец полоски опустим в один стакан, другой – в другой. Всего через час пустой стакан наполнится, а тот, в котором была жидкость, опустеет. А если использовать три стакана, два из которых будут с подкрашенной водой, то в третьем стакане окажется смешанная жидкость.Вывод: мы исследовали явление впитывания твердыми телами жидкости.

  3. Давайте попытаемся удивить малышей, устроим им быстрое замораживание жидкости. Предварительно очищенную воду в пол-литровой пластиковой бутылке поместим в морозилку. Выставим температуру -19 (три звездочки). И оставим бутылку на 2-2,5 часа в горизонтальном положении. Когда достанем, нужно быть очень аккуратным, чтобы раньше времени не запустить процесс. Позовем детишек, и… стукнем дном бутылки об стол. Вода моментально превратится в лед.Вывод. Для замерзания чистой Н2О нужна более низкая температура. Зато, когда бутылка ударяется, в воде появляются пузырьки воздуха. Именно благодаря им и запускается процесс.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector