Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста

Разновидности рисунков по клеточкам

В настоящее время рисунки по клеточкам всё активнее вводят в свою работу многие специалисты, работающие с детьми и не только. Самый популярный вариант подобных рисунков – это так называемый графический диктант.

Данная технология используется в первую очередь для того, чтобы подготовить руку малыша к письму, а его самого к школьным занятиям. При этом занятия могут проходить в нескольких вариантах:

Ребёнок копирует уже готовое изображение, сделанное по клеточкам

Такое упражнение хорошо развивает внимание и усидчивость.
Малыш дорисовывает начатое изображение. При этом хорошо развивается пространственное воображение.
Взрослый диктует порядок действий, например: 1 клеточка вправо, 2 вверх

В результате в тетрадке должна получиться некая картинка. Данный вариант помогает отроку научиться ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и опять же быть внимательным. Графические диктанты смотрите здесь. 

Подобные задания дети, как правило, выполняют с большим удовольствием. Если же дополнить их развлекательно — развивающими упражнениями, то веселья и пользы от них будет ещё больше.

Нажмите на рисунок — картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши — клик. В открывшемся окне выбирайте «Сохранить картинку как».

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте. 

Зеркальное рисование

Рисование двумя руками одновременно помогает сформироваться чувству симметрии, недостающему у части школьников, неблагоприятно отражающемуся на усвоении математики. Применяется и как метод арт-терапии, снимающий излишнюю тревожность у школьников и взрослых.

Мы начинаем работу с так называемого двойного дудлинга – зеркального рисования обеими руками.

Варианты двойного дудлинга:

  1. обведение рисунка двумя руками;
  2. собственно зеркальное рисование.

Обведение двумя руками

Начнём с обведения рисунка. Такое рисование можно начинать достаточно рано – в 1,5-2 года. 

Рисунок  простой, с минимумом деталей (домик ниже). Постороннюю (не относящуюся к рисунку) линию мы проводим намерено. Она помогает малышам на начальном этапе различать правую и левую части рисунка, находить точку для начала рисования. Ребятам постарше можно объяснить, что это особая линия. Если лист бумаги по ней согнуть, то половинки рисунка совпадут. О значении понимания симметрии для обучения здесь.

Обведение с двухлетним Серёжей

Двухлетка не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Вы можете последовать нашему примеру.

Возьмите доску, на неё прикрепите малярным (бумажным) скотчем рисунок. Клейкая лента зафиксирует его. Сядьте на пол, посадите ребёнка на пол между ногами спиной к себе. Доска с рисунком перед вами.

Дайте малышу в каждую руку по фломастеру (или маркеру). Ребёнок держит фломастеры, а вы его руки. Поставьте кончики фломастеров в одну точку — верхушку крыши. Начинаем обводить рисунок обоими фломастерами одновременно, но в разные стороны. Следите, чтобы ни одна из рук «не торопилась». Смысл в одновременности действий.

Ребята постарше могут выполнять зеркальное рисование самостоятельно. Но не бросайте их одних, особенно поначалу.

Семилетний Артём никак не мог включить в работу левую руку. Правая легко скользила по рисунку, а левая едва передвигалась. Ребята посоветовали Артёму приостановить правую руку, чего он тоже не мог сделать. Такая картина во время рисования – свидетельство слабого взаимодействия между полушариями. Левое из них несёт основную нагрузку, блокируя при этом правое. Мальчику потребовалась внешняя помощь: взрослый сидел рядом и придерживал его правую руку, ограничивая её движения, чтобы левая могла за ней успеть.

Усложним задание. Ребятишкам 3 лет и постарше можно потренироваться в обведении обеими руками рисунка, нарисованного штриховой линией.

Обведение симметричного рисунка двумя руками мы советуем не пропускать, ориентируясь на возраст ребят. Если обведение хорошо получается, просто сократите на него время.

Рисование двумя руками

Собственно двойной дудлинг доступен деткам постарше и выполняется двумя способами:

  1. с опорой на часть рисунка (дорисовывание),
  2. вольное рисование

Пишу «постарше», не привязываясь к «паспортному» возрасту, потому что на навык двуручного рисования влияет много факторов, и четырёхлетка может вполне обогнать шестилетнего. Здесь каждый ребёнок продвигается в собственном темпе. Сравнение только с самим собой, а не с Васей или Петей.

Опора на часть рисунка

Нарисуйте половину предмета: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка бумажным скотчем. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку. 

Без опоры на часть рисунка

Свободную работу двумя руками лучше всего начинать с каракулей. Рисование двумя руками начинается от линии симметрии. Обе руки стараются воспроизводить одинаковый, но симметричный вид. Повторюсь: главное – одновременность работы обеих рук. От каракулей можно перейти к простым рисункам: домик, дерево, цветок и прочее.

А можно рисовать два рисунка одновременно. Это будет выглядеть так. 

Отлично подойдёт мокрый песок, что разнообразит летний отдых. Рисуем пальчиками или палочкой.

Арт-терапия

Двойной дудлинг — отличный вариант арт-терапии. Полезен тревожным ребятам с высоким уровнем самоконтроля. Рисуем красками: для детей лучше подойдёт гуашь. Можно взять и акриловые краски, но у них есть недостаток: быстро сохнут. Арт-терапевты считают, что рисование двумя руками снимает страхи, блоки.

Вхождение в тему поэтапное

  1. поочерёдное рисование правой и левой рукой;
  2. рисуем обеими руками одновременно: идём от простого к сложному (сперва каляки-маляки, потом предметы);

Зеркальное рисование – дело непростое даже для взрослых, поэтому важны 2 условия: неторопливость и систематичность работы. Это несомненно благоприятно скажется на обучении ребят и развитии их ума. Сайт Нестандартные дети желает успехов. 

Чем полезна методика?

Готовить ребенка к школе нужно заблаговременно, самое меньшее – за 12 месяцев до начала обучения. Нужно успеть сформировать такие качества, как внимательность, усидчивость, самоконтроль и активность. Большое значение придается и постановке руки для письма. Закреплению всех этих навыков способствует выполнение графических диктантов.

Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Последующая диагностика выявит уровень сформированности разных навыков.

Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних детей, но особенно он интересен малышам от 6 до 9 лет.

Методика нужна для развития таких навыков, как:

пространственное и абстрактное мышление;
умение различать разнообразные линии – вертикальные, горизонтальные, параллельные.
графомоторика;
умение считать;
внимание и сосредоточенность;
доведение начатого до конца.

Этот метод удобен тем, что занятия могут проводиться в любом месте, например, поездке или в очереди на прием к врачу. Для занятий не требуются сложные пособия и приспособления.

Техники выполнения

Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.

Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:

  • копировать выбранную картинку;
  • симметрично дорисовать вторую половинку фигурки;
  • «собрать» изображение по инструкции со стрелочками, рисуя линии по клеткам.

Графические диктанты для первоклассников проводят индивидуально и в группе. Иногда их превращают в соревнования – кто быстрее выполнит задание

При выборе условий важно учитывать возраст ребенка. Самым маленьким предлагают простые задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок

Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок.

Пособия для занятий с инструкциями также можно приобрести в книжных магазинах и отделах канцтоваров. Учащихся первого-второго класса заинтересуют развивающие пособия по арифметике О.И. Мельникова. Для дошколенка можно выбрать рабочую тетрадь «Занимательная математика» К.В. Шевелева. Первокласснику стоит приобрести пособие О.А. Холодовой, развивающее познавательные навыки и рассчитанное так, чтобы поддержать школьную программу. 

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Низкий — 0-3 балла
Ниже среднего 4-6 баллов
Средний — 7-10 баллов
Выше среднего — 11-13 баллов
Высокий — 14-16 баллов

Литература: Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакутсто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,2008. – 442 с.

или:

Особенности проведения занятий


Перед занятием рекомендуется убрать с рабочего стола все предметы, кроме необходимых

Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.

У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки: 

  1. Свободное ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
  2. Счет до 10 либо умение считать до той цифры, которая обозначает наибольшее количество клеток. 
  3. Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении. 

Рисунок нужно выполнять на пустом листе. Начальная точка, от которой кроха будет продолжать движение, должна быть поставлена взрослым. Потребуется объяснить малышу, что цифры в упражнении обозначают число клеток, на которые производится перемещение линии. Если в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий должно происходить по ним. Также следует объяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение линии из одного угла клеточки в другой. Покажите это действие на примере.

Польза от клеточного рисования

Графические диктанты очень полезны для детей. Особенно они хороши для подготовки ребёнка к началу обучения в школе. Такого мнения придерживаются и детские психологи, и воспитатели детских садов, и сами преподаватели. Регулярные занятия рисованием по клеточкам способствуют развитию у малыша многих качеств и навыков. Если говорить коротко, то графические диктанты помогают:

  • развитию пространственного воображения и логического мышления;
  • тренировке памяти, внимания и наблюдательности;
  • выработке усидчивости и аккуратности;
  • развитию мелкой моторики пальцев рук;
  • улучшению координации движений;
  • развитию глазомера;
  • подготовке определённых участков коры головного мозга и рук к освоению письма.

Помимо этого малыш учится ориентироваться в пространстве и сосредотачиваться на определённом объекте. Ну, а разгадывая в процессе занятий загадки, повторяя скороговорки или вспоминая стихи, малыш параллельно и совершенно естественным образом развивает память, речь, увеличивает словарный запас и просто расширяет кругозор.

Не будут лишними графические диктанты и рисунки. Конечно, можно и самим родителям порисовать угловатых животных или забавные рожицы. Однако гораздо больше положительных эмоций принесёт совместное времяпровождение со своим чадом. Тем более что проведено это время будет с пользой.

Инструкция

Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)

Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором

Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера»

Тренировочный узор №1

«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку

Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо

Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).» (При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.)

Простое рисование по клеточкам в тетради

Маленьким детям (4-5 лет) для начала надо предложить в качестве образца яркие рисунки, где каждая клеточка закрашена. Малышу будет интересно раскрашивать клеточки в разные цвета, и получить красивый рисунок. Кстати, лучше использовать для подобных упражнений листки с крупной клеткой. Четырёх или пятилетнему малышу так будет намного проще. Кроме того, надо объяснить малютке, что закрашивать клеточки лучше снизу вверх.

Детям постарше (6-7 лет) рекомендуется предложить дорисовать половину готовой картинки, что бы получился законченный рисунок. Выполнять такие графические диктанты можно простым карандашом или ручкой на листочках со стандартной клеткой.

Младшим школьникам уже можно предлагать настоящий графический диктант. Его можно как диктовать, так и дать ребёнку в схематичной форме. Если чадо ещё плохо читает, то родителям придётся зачитать ему краткое пояснение, расположенное в начале каждого подобного диктанта. Как правило, там указано, сколько клеточек нужно отступить от какого-либо края листа, чтобы поставить точку, которая и станет началом всего рисунка.

Какого бы возраста ни был ребёнок, родители обязательно должны следить, чтобы он не переутомился. Поэтому время занятий не должно превышать 15 минут для самых маленьких и 25-30 минут для дошколят и младших школьников.

Нажмите на рисунок — картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши — клик. В открывшемся окне выбирайте «Сохранить картинку как».

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте.

   
     
     
     
     
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector