Аппликации для детей первой младшей группы. конспект занятия по аппликации в первой младшей группе с использованием триз
Содержание:
Темы занятий аппликацией с детьми 1,5–3 лет
Для выкладывания орнаментов из геометрических фигур на подложку темы могут быть следующие:
- «Коврик для котёнка»;
- «Варежка»;
- «Платок для матрёшки»;
- «Шапка»;
- «Сапожки»;
- «Салфетка»;
- «Дождик кап-кап»;
- «Платье для куклы».
Для составления изображения из готовых силуэтов темы могут быть такими:
- «Бублики, баранки»;
- «Домик для собаки»;
- «Скворечник»;
- «Мебель»;
- «Снеговик»;
- «Обитатели леса» («Медведь», «Зайка», «Ёжик», «Лиса»).
- «Грибная полянка»;
- «Кошка»;
- «Яблоко с листочком»;
- «Компот»;
- «Мячи»;
- «Радуга».
Темами коллективных аппликаций могут быть:
- «Угощение для животных»;
- «Посуда»;
- «Снег идёт» (можно совместить с обрывной аппликацией);
- «Воздушные шары»;
- «Рыбки в аквариуме».
Ход НОД
Дети спокойно перемещаются по группе, раздается громкий плач и в группе появляется кукла Маша.
Воспитатель: Здравствуй девочка что случилось?
Кукла: Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша
Дети: Здравствуй Маша.
Кукла: Ребята у меня случилось несчастье, у моей мамы скоро праздник «8 марта», а в этот день принято дарить подарки мамам. Я знаю, что моей маме нравиться комнатное растение – герань, но как оно выглядит, я не знаю. Что же мне делать?
Воспитатель: Не волнуйся, Машенька, наши детки помогут тебе.
Воспитатель: Дети поможем Маше? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята давайте покажем Маше герань и расскажем о ней.
Воспитатель напоминает детям, как они наблюдали за геранью, повторяет вместе с ними, из каких частей она состоит, выделяет характерные особенности: высокий стебель, на котором растет соцветие из множества мелких, розовых цветочков, внизу на цветочном горшочке расположены зеленые листья с неровными волнообразными краями. Показывает детям фотографии с изображением герани.
Пальчиковая гимнастика
Комнатные растения
На окно скорее глянь (раскрываем ладошку)Все названия помним.Здесь у нас цветет герань.Здесь красавец бальзамин,Амариллис рядом с ним.Фуксия, бегонияМы взрыхлим цветы, польем.Пусть подрастают день за днем
(загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
(делаем «царапающие» движения, выставляем большой палец в сторону– имитируем полив)
(делаем «бутоны» и распускаем их оттопыривая по одному пальцу)
Аппликация
Воспитатель приглашает детей помочь Маше и сделать аппликацию в подарок маме.
Дети проходят на свои места.
Воспитатель производит наглядный показ последовательности действий по изготовлению аппликации – герань, комментируя действия.
От зеленого прямоугольника (показываю прямоугольник) отрываем, держа прямоугольник за угол небольшой кусочек — это будет листик герани. Переворачиваем листик белой стороной вверх и аккуратно наносим клей по всей поверхности заготовки, наклеиваем полоску на стебель у горшка и так 3-4 листа. Далее берем розовый прямоугольник бумаги и отрываем маленький кусочек, переворачиваем его белой стороной вверх и наносим клей на всю поверхность, приклеиваем на самый верх стебля, снова отрываем маленький кусочек и наклеиваем, и еще раз отрываем и наклеиваем.
Воспитатель: Дети, что у меня получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно герань, которую можно подарить маме на праздник.
Посмотри Машенька – обращается воспитатель к кукле Маше.
Кукла отвечает, что ей очень нравится это комнатное растение.
Воспитатель предлагает детям выполнить аппликацию самостоятельно.
После выполнения работ Маша закрепляет название комнатного растения, комментирует и благодарит детей за помощь.
Во время самостоятельной работы детей Маша хвалит и подбадривает их.
После того как дети выполнили аппликацию Маша любуется работами детей и говорит какие красивые герани получились у детей.
Маша: Спасибо ребята вы меня познакомили с комнатным растением – герань и научили делать аппликацию. До свидания, ребята теперь моя мама будет рада такому подарку.
Особенности аппликативного творчества во второй младшей группе
Главным приобретением детей 3–4 лет в области аппликативного творчества является усложнение задач и расширение набора техник.
Задачи аппликации для детей 3–4 лет
Во второй младшей группе аппликация способствует:
развитию умения работать со сложными силуэтами разных размеров (!) и с большим количеством деталей (к примеру, птицы, ракета);
расширению возможностей декорировать элементы, совмещая в одном оформлении детали разных геометрических форм;
отработке навыка раскладывать заготовки на подложке и приклеивать их (здесь важно помнить, что пока ещё дети не владеют на должном уровне умением гармонично расположить элементы в пространстве листа, поэтому педагог должен контролировать этот процесс);
воспитанию аккуратности.
Новые виды аппликации во второй младшей группе
Наряду с уже знакомыми видами аппликации, которые могут усложняться (например, малыши в обрывной аппликации учатся совмещать обрывки бумаги разных цветов) дети 3–4 лет осваивают новые:
- мозаичную — дети раскладывают в границах контуров детали одинакового размера и формы (треугольники, квадраты, прямоугольники);
- песочную или с использованием манной крупы, древесных опилок — педагог наносит клеем на основу контуры рисунка, дети засыпают их песком, стряхивают излишки и при необходимости дополняют бумажными элементами;
- из жатой бумаги, позволяющей делать объёмные изображения (например, животики у зверушек);
- комбинированную, сочетающую разные виды аппликации.
Тонкости работы над аппликацией во второй младшей группе
Для детей 3–4 лет основным материалом по-прежнему остаётся бумага, однако теперь подложка чаще всего представляет собой какой-то образ — листьев, ёлочки, кружки и пр. Кроме того, дети осваивают выполнение поделок из ватных дисков, ваты. Так, снеговик получится красочнее, если кружочки будут не бумажные, а из ватных дисков. А спинка кошки будет более реалистичной, если выполнит её из ваты.
Важным нововведением в работу с аппликацией является её комбинация с другими изобразительными техниками: рисованием, лепкой. Например, аппликация «Божья коровка» может дополняться рисованными усиками и пластилиновыми пятнышками на спинке.
Размер деталей может быть мельче, чем в прошлом году, так как уровень развития мелкой моторики у детей 3–4 лет выше.
Индивидуализация на занятии по аппликации во второй младшей группе
Поскольку уровень самостоятельности дошколят повышается, индивидуальная помощь педагога может реализовываться через помощь на том или ином этапе выполнения поделки: кому-то в раскладывании элементов на подложке, а кому-то в приклеивании деталей
При этом очень важно, чтобы педагог оценивал темп работы каждого и определял причины его замедления
Во второй младшей группе педагог объясняет задание сразу всем малышам и повторяет его только в индивидуальной работе, в то время как в первой младшей объяснение повторялось несколько раз и для группы, и для мини-групп, и для каждого в отдельности
Методика составления занятия по аппликации с детьми 1,5–3 лет
Структура урока по аппликации в первой младшей группе, как и любое другое занятие по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), имеет чёткую структуру:
- вводный этап — до 2 минут;
- основную часть — до 11 минут;
- заключительную часть — до 2 минут.
Организация вводного этапа
На вводном или теоретическом этапе очень важен игровой момент. Причём в первой младшей группе он должен начинаться с сюрприза. К примеру, перед выполнением поделки «Животные на ферме» в группу приходит «почтальон» (педагог, кукла или просто образ, оставивший послание), доставивший детям посылку с необходимыми материалами: силуэтами зверей, которых нужно расположить на ферме-подложке.
Вариантом реализации вводного этапа может быть оказание помощи сказочному персонажу. Например, в группу заходит Мишка, который говорит, что ему очень грустно, что ему очень хотелось бы поиграть с пирамидкой, но он не может сложить её детали сам. Ребята, выполняя сенсорное упражнение с элементами пирамидки, помогают персонажу.
Ещё один способ настроить ребят на работу — использовать для мотивации стихотворение по теме. Так, перед выполнением обрывной аппликации украшения рукавичек для куклы, педагог показывает малышам образец и зачитывает стихотворение по теме:
- Чтобы нам в снежки играть, А потом не захворать, Дорогая бабушка Нам связала варежки.
- Маленькая рукавичка, Моих пальчиков сестричка, На прогулку собирайся, На ручонку одевайся.
- Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы. — Это вам на зиму, внуки, рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте. Мамы, папы и ребятки Носят осенью перчатки, Чтобы пальчики не стыли, Ручки тёпленькими были. Зайка с белочкой играют У высокой ели. В небе звёзды исчезают, Значит, быть метели. Зайка варежки снимает, Быстро белке надевает, Вот какой мальчишка — Маленький зайчишка. Не страшны теперь метели — Белку варежки согрели…
К этой теме в качестве мотивации подойдёт и игра «Передай варежку»: дети становятся в круг и под музыку передают варежку. Тот, на ком музыка прерывается, входит в круг и танцует.
Во втором семестре, когда малыши уже будут иметь первоначальные представления о загадках, мотивация может предполагать ответ за вопрос. К примеру, перед выполнением аппликации «Будка для собачки» дети угадывают, кто пришёл к ним на занятие:
- Кто наш самый верный друг? Сильно любит всех вокруг. Пусть и лает — не кусает, Просто весело играет. (Щенок).
- Пушистый мячик поскакал, В траве он прыгал и играл. Играть в конце он изнемог, Вот спать ложится наш …
- Очень милый он малыш, И совсем он не глупыш. Любит мячик, поводок, Догадались кто? …
После отгадывания педагог предлагает детям сделать удобный домик-будку для нового знакомого, выполнив плоскую аппликацию.
Практический этап
Основной этап работы над аппликацией подразумевает сортировку материала (по цвету, по форме, по размеру или по всем параметрам одновременно), расположение его на подложке, приклеивание элементов. Перед началом работы педагог проводит пальчиковую гимнастику, а перед тем, как дети начнут клеить, ещё и физкультминутку.