Занятие по аппликации на тему «одежда и обувь» в старшей группе
Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе
Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:
- вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
- основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
- заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.
Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».
Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.
Сюжеты для аппликации в средней группе
Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.
В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:
- «Детский сад»;
- «Сад. Фрукты»;
- «Овощи. Огород»;
- «Лес. Грибы. Ягоды»;
- «Деревья»;
- «Дикие животные»;
- «Мебель»;
- «Транспорт. ПДД»;
- «Зима»;
- «Птицы»;
- «Игрушки»;
- «Посуда»;
- «Космос»;
- «День Победы»;
- «Скоро лето».
На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:
- «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
- «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
- «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).
Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:
- «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
- «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
- «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).
Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:
- «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
- «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
- «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).