Расскажите детям о грибах

Урок на тему «Грибы» — думаем, рассуждаем, узнаем

Если спросить малышей, к какой группе относятся грибы, они, без сомнения, ответят – к растениям.

В качестве доказательств могут быть приведены следующие доводы:

  • неподвижный образ жизни;
  • пассивное питание (растворенными в воде веществами).

Тут-то и можно преподнести им сюрприз, рассказав о том, что клетка гриба по своему строению больше напоминает клетку животного – к примеру, жука или скорпиона, так как покрыта хитиновой (панцирной) оболочкой. Кроме того, грибы не могут под действием солнечных лучей вырабатывать собственные питательные вещества, как это делают растения, а значит, это тоже служит отличительным признаком.

Спросите деток: где чаще всего в лесу можно встретить гриб? Конечно же, под деревом. Не даром многие грибы получили свои названия от названий своих лучших друзей — деревьев, под которыми они растут (под-осиновик, под-березовик). А чем объясняется такое соседство? Как раз тем, что грибы не могут обеспечить себя всеми нужными веществами, как это делают растения.  Поэтому многие из них стараются дружить с деревьями, чтобы через их корни получать те продукты, которых им не хватает.

Размышляем, на какие большие группы делятся все грибы? Конечно же, на грибы съедобные и грибы не съедобные.


Съедобные и несъедобные грибы

Пусть детки вспомнят самых известных представителей каждой группы, а вы помогайте им, заранее вооружившись карточками-фотографиями с изображением грибов.

Для лучшего усвоения и большей наглядности, на доске или столе закрепите карточки с названием группы: «Съедобные грибы» и «Не съедобные грибы». Каждую картинку после обсуждения отправляйте в соответствующую группу. При этом грибы-двойники лучше изучать параллельно, это научит малышей быть осторожными в процессе их сбора.

В изучении съедобных грибов вам поможет видео-презентация «Съедобные грибы»:

Съедобные грибы. Окружающий мир для детей.

Watch this video on YouTube

Пример индивидуального подхода в применении материалов этой статьи в семье

Ребенок 5 лет- очень не любит лепить и пластилин. Но любит загадки.

Лучше, если у Вас будут отдельные картинки, так как дети очень быстро запоминают расположение картинок в книжке и уже не анализируют изображение, а отвечают механически, по памяти. Если же Вы будете в этом задании постоянно менять картинки их их месторасположение, то ребенку придется думать, сравнивать и делать самостоятельный вывод.

Если ребенок любит рисовать — то возможно, он захочет не слепить шляпку гриба, а нарисовать ее. Тогда рисуя, мы обговорим и размер шляпки, и ее форму (где она выпуклая, где вогнутая, ровная она или шершавая, вытянутая вверх как колпачок клоуна или плоская или загнута вниз) и как это лучше изобразить на рисунке, какого она цвета.

Слушайте своё сердце и наблюдайте за своим малышом — дети нам сами подсказывают, что им интересно, а что еще нет и тогда лучше с этим материалом пока повременить. А познакомить ребенка с ним через год,  когда он подрастет.

В статье даны материалы и задания на разный возраст детей и разный уровень развития, чтобы каждый родитель и педагог смог выбрать то, что подходит именно его детям/ребенку.

Лесные красавцы

Съедобные грибочки не навредят здоровью и всегда имеют привлекательное «вкусное» название:

  • сыроежка;
  • боровик;
  • подосиновик;
  • лисички;
  • рыжики;
  • опята;
  • подберезовик;
  • маслята.

Чаще всего можно встретить грибочки под деревом, поэтому им и дали такие названия: подосиновик, подберезовик, поддубовик, подорешник. Искать эти грибы нужно под соответствующими названию деревьями. На пеньках любят гнездиться опята, они буквально облепляют пенек со всех сторон. Также любят расти на пеньках и деревьях вешенки.

Царский гриб — боровик, или белый. Этот красавец имеет толстую ножку и коричневую массивную шляпку. Шампиньоны для детей известны почти с пеленок. Этот гриб — частый гость на обеденном столе. Расскажите, что шампиньоны выращивают на специальных фермах, и они растут всегда группами.

Прочитайте специальные книги для детей о съедобных грибах, а также расскажите, какой гриб больше всего предпочитает белочка. Покажите рисунки и картинки, где ежик переносит лесной гриб на своих иголочках. Познавательные книжки для детей расширяют кругозор и интеллект.

Игра 8. Речевая игра «Рыжик и Золотинка»

В этой простой небольшой истории малыш дополняет слова, заканчивая предложения. При этом он учится согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями я, ты, мы, он, она, они.

Текст: «Жили-были две белочки — брат и сестра. Брата звали Рыжик. Ты догадался, почему его так назвали? А какое еще имя можно придумать для рыжего бельчонка (Огонек, Рыжехвостик и т.д.). А сестричку звали Золотинка, потому что шубка у нее была золотисто- оранжевого цвета.

Рыжик был старшим братом, и Золотинка всегда и во всём старалась быть похожей на него.

Один раз пошли Рыжик и Золотинка за грибами. Рыжик прыгает по веткам, и Золотинка прыгает. Рыжик поскакал по земле, и Золотинка тоже… что сделала? ( поскакала ) по земле.

Рыжик нашел гриб, и Золотинка … что сделала? (нашла гриб). Прыгает Золотинка по земле и поет песенку:

«Я в лес пошла. Я грибок … (нашла). Рыжик в лес… (пошел). Рыжик гриб… (нашел). Мы в лес… (пошли) Мы грибы… (нашли)»

Рыжик сорвал гриб, и Золотинка сорвала гриб.

Рыжик принес гриб домой в дупло, и Золотинка тоже…  ( принесла грибы домой) Они вместе — что сделали? (принесли грибы)

Рыжик вымыл гриб, и Золотинка тоже …

Рыжик высушил гриб, и Золотинка тоже…

И получились у них сушеные грибы на зиму!

Сидят бельчата на веточке и  радостно поют:

«Мы в лес пошли. Мы грибы нашли. Мы грибы принесли Засушили для зимы!»

Все картинки из этой статьи для игр и занятий с детьми по теме «Грибы» Вы можете бесплатно скачать в хорошем разрешении и качестве в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел «Документы» справа под видеозаписями сообщества. Файл с картинками называется  «Тема Грибы»  (tema-gribi).

Желаю всем интересного путешествия в мир грибов вместе с детьми!

Еще материалы для познавательно — речевых занятий с детьми Вы найдете в рубриках сайта «Родная тропинка»:

— Мир вокруг нас

— Речь дошкольника

— Развитие речи детей 3- 4 лет

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Закрепление материала

1. Чтобы ребенок лучше запомнил изображение и окраску гриба, купите специальные книжки-раскраски. Во время закрашивания контура гриба у детей сформируются более четкие представления о его форме и цвете.

2. Сделайте карточки с изображением грибочков и попросите ребенка дать правильное название каждому грибу. Уточните: ядовитый ли он?

3. Сделайте муляжи различных растений и расположите по комнате в разных местах. Включите веселую музыку, под которую малыш (или группа ребят) должны собрать в корзинки урожай. Игра заканчивается, когда прекращается музыка. Затем взрослые смотрят, сколько несъедобных/ядовитых грибочков оказалось в лукошке.

Совет. Повесьте на стену яркий плакат с изображениями разных грибов. Это поможет ребенку быстрее запомнить информацию.

Полезные свойства грибов

В не зависимости от породы грибов, можно обобщить, что все съедобные и условно-съедобные разновидности состоят на 85-90% из воды. Остальная часть – белки, жиры, углеводы, клетчатка и минеральные вещества. Практически все грибы – низкокалорийные. К исключению из правил можно отнести лишь три разновидности грибов, и то, только в сушеном виде. Речь идет о подберезовиках, подосиновиках и белых грибах.

1) Грибы идеальны для рациона при заболеваниях ЖКТ, сахарном диабете и болезнях почек.

2) Свежие грибы низкокалорийны и подходят для диетического питания.

3) Жиры содержащиеся в грибах могут заменить мясные блюда.

4) Богатое число витаминов, аминокислот и микроэлементов, позволяют насытить организм всем необходимым.

5) Некоторые породы применяют для народного лечения многих заболеваний.

Загадки про грибы

Например, можно предложить такие стишки и загадки:

Шапочка моя –

Там, где хвоя.

На солнце блестит,

В руках скользит. (масленок)

С толстой ножкой, невелик,

В мох укрылся…(боровик).

Если заберусь в корзину –

Будет вам запас на зиму.

Очень я хорош на вкус!

Догадались? Это … (груздь).

Водят дружный хоровод

Рыжие сестрички.

Каждый сразу тут поймет:

Перед ним … (лисички).

На пеньке сидит отважно

Кучка храбрецов-ребят.

Их легко узнает каждый:

Кто ж не знает про ….(опят)?

Всех оттенков и цветов

Шапочки у тех грибов.

Собирайте их без спешки,

Очень хрупки …(сыроежки).

Посмотрите на видео загадки про грибы:

Загадки про грибы для детей

Watch this video on YouTube

Как завершение занятия, для включения в работу моторной памяти, в итоговой части предлагаем малышам поработать с раскраской. Раскраска гриб настраивает малышей на спокойный лад.

Сезон грибов и места прорастания

Найти грибы можно даже вблизи с проезжей частью. Правда, собирать дары природы не стоит вблизи с загрязненными участками. Грибы – напоминают губку, впитывающую в себя токсины и яды. Поэтому, чтобы не причинить вред своему здоровью, медики всегда призывают производить сбор только в отдаленных от города местах. Отсутствие заводов, дорог и скоплений мусора, убережет здоровье грибника и его близких от отравления, интоксикации и летального исхода.

Начинать сезон охоты правильнее в лесных зонах, полях и вырубках. Нетронутая природа позволит собрать максимум полезности из съедобных грибов, прорастающих на хвойной или лиственной подушке. Ведь чистый воздух, отсутствие мусора, благоприятный климат и плодородная почва, позволяют грибам расти в большом количестве.

Самый первый урожай появляется весной. С середины апреля грибники выходят на охоту за сморчками и строчками. В мае месяце появляются обабки (подосиновики и подберезовики), майская рядовка, шампиньоны, дождевики и сыроежки.

В летний период грибов становится в разы больше. В хвойнике начинают появляться опята и рыжики, на просторах полей и лиственных лесов – опята, а так же сыроежки и полубелые грибы. По соседству со съедобными дарами леса располагаются мухоморы и бледные поганки.

С конца лета можно найти успенские опята, маслята, белые и польские грибы, волнушки и грузди.

Осенью преобладают благородные породы: лисички, опята, боровики, рыжики и грузди.

В зимний период, когда температура держится в пределах 0 – 10 градусов тепла, в лесных зонах можно найти зимние опята.

Рассказ 6. Сколько живут грибы?

Жизнь грибная очень — очень короткая! Гриб пять дней молодой, на шестой день обычно гриб уже полностью созрел, а на седьмой день уже .. состарился :(. Вот какая маленькая у них жизнь!

Чтобы ребенок осознал этот временной промежуток времени- на календаре покажите ему понедельник. Это  день, когда гриб появился. Вспомните, что вы делали вместе с ребенком в понедельник. Вспомните, что вы делали в  другие дни недели и в субботу. А в это время гриб уже полностью созрел — он за эти несколько дней стал уже совсем взрослый! Вспомните, что вы делали в воскресенье. Как мало времени прошло!  А гриб стал старичком всего за неделю!

Опасные ягоды, которые лучше обходить стороной


0 Несмотря на то, что некоторые плоды, которые старательно создавала природа, выглядят аппетитно, есть, что попало, прогуливаясь по лесу, категорически нельзя. В лучшем случае перекус ядовитой ягодкой закончится пищевым отравлением. На фото аронник

, безопасен он только в несвежем виде. Опасны для человека такжепаслен сладко-горький, волчья ягода и бересклет .

Большинство ядовитых ягод, таких, как белладонна

на фото, вызывают боли в животе, слабость, тошноту, рвоту и затруднение дыхания. При попадании на кожу, например,воронца , у человека появляются ожоги, авороний глаз может привести к остановке сердца, также токсичны незрелые плодыбузины .

Грибы — Толстой А. Н

Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет – и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да – шлеп.

В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.

К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.

– Поесть бы, – захныкала Косичка.

Иван начал живот чесать.

– Мы гриб найдем и съедим, – сказал Иван. – Пойдем, не хнычь.

Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:

– А может, грибу больно, если его есть?

Иван стал думать. И спрашивает:

– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?

Отвечает боровик хрипучим голосом:

– Больно.

Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:

– А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?

– Ужасно больно, – отвечает подберезовик.

Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.

– Больно, больно, больно – пищат грибы.

А груздь мокрый даже губами зашлепал:

– Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…

– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.

А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:

– Миленький гриб, можно тебя съесть?

– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.

Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы: боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:

– Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а?

С Мухомора только мука летит.

– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор, посмеяться.

– Мы тебе посмеемся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.

– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.

И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.

Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.

А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:

– Ешь, барабанщик!

Опасность в лесу

Очарование природой должно быть разумным. Беря ребенка в лес, необходимо разъяснить, что опасные и ядовитые растения всегда имеют яркий и привлекательный вид. Покажите на картинках красный нарядный мухомор и объясните, что название гриба не случайно: его яд губит насекомых.

Красивые ядовитые грибы — все несъедобные. Но не все несъедобные растения — ядовитые. Однако необходимо разъяснить, что трогать руками и срывать можно лишь тот грибочек, о котором все известно: и на картинках видели, и еду из них готовили. Ядовитые растения отличаются и своими характерными названиями: поганка, мухомор, паутинник.

Покажите ребенку картинки опасных растений:

Допустим, бледная поганка старается походить на шампиньон. Однако, в отличие от шампиньона, у нее тонкая ножка. Также шампиньон отличается мясистой шляпкой. Продемонстрируйте на картинках отличительные особенности этих растений.

Важно! Запомните, что информацию для детей лучше доносить в образной форме, то есть, через изображения на картинках. Какие еще ядовитые растения могут копировать съедобные грибки? Иногда ребенок может спутать красную сыроежку с мухомором

В чем их различие? Сыроежка всегда растет на толстой ножке и имеет объемную мясистую шляпку. Название свое сыроежка получила за отсутствие вредных веществ в своей мякоти. Можно ли сыроежку кушать сырой? Конечно, нельзя. Зато из нее можно быстро приготовить питательную еду: не нужно долго вываривать и жарить

Какие еще ядовитые растения могут копировать съедобные грибки? Иногда ребенок может спутать красную сыроежку с мухомором. В чем их различие? Сыроежка всегда растет на толстой ножке и имеет объемную мясистую шляпку. Название свое сыроежка получила за отсутствие вредных веществ в своей мякоти. Можно ли сыроежку кушать сырой? Конечно, нельзя. Зато из нее можно быстро приготовить питательную еду: не нужно долго вываривать и жарить.

Стихи про грибы для детей

В коллекции стихов про грибы для детей собраны самые красивые стихотворения, где описан каждый гриб в отдельности и несколько стишков про грибной дождь и грибную поляну. К каждому стихотворению добавлена картинка гриба, чтобы чтение или заучивание стишков было ещё интереснее и познавательнее.

Стихи про грибы для детей рассказывают и про съедобные и про несъедобные грибы. Вы можете заучить стишки вместе с ребенком и затем рассказать их на тематическом утреннике в садике или гуляя по лесу.

Боровик

По дорожке шли – Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.

Волнушки

Волнуются волнушки: — Как быть нам без кадушки? Все грибы в кадушках! Забыли о волнушках! Поищи волнушки ты! Очень вкусные грибы!

Груздь

Под раскидистой сосной Отыскала белка Непонятный гриб лесной. Гриб, не гриб – тарелка! — Больно странен он на вид, — Говорят ей звери. — — Может быть он ядовит? Надо бы проверить. Но смеется им в ответ Белочка лесная. — В нем ни капли яда нет, Этот гриб я знаю. А вода в нем, ну и пусть, Даже пить удобно. Этот гриб зовется груздь. Он вполне съедобный!

Дождевик

Этот гриб называется так: Дождевик, или дедов табак. Только тронешь его за бочок, И начнёт он курить табачок.

Лисички

Золотистые лисички — Любопытные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.

Масленок

Сел мышонок на масленок, А масленок — липкий гриб, Вот мышонок и прилип. Ай-ай-ай, ай-ай-ай! Мама, мама, вырyчай!

Моховик

Среди мха он жить привык, прячется искусно, незаметный моховик. Очень-очень вкусный.

Мухомор

Гнуть над ним не стоит спину, Не украсит он корзину… Знают люди с давних пор: Несъедобен мухомор!

Опята

В тесноте На пенечке сто опят. — Очень тесно тут! – вопят. – Позовите грибника Собирать опят с пенька.

Поганка

На полянке спозаранку Повстречала я поганку -Почему ты бледная? -Потому что вредная!

Подберезовик

Подберезовик, Подберезовик, Ловко спрятался Под березою. Да не прячься ты Так старательно – Я найду тебя Обязательно.

Подосиновик

Под осинкой у ворот Подосиновик растёт. И горит, горит огнём Шапка красная на нём!

Рыжик

Под сосной В хвоинках рыжих Не ищи весною рыжик. Рыжий рыжик Рыж не зря: Рыжик – Вестник сентября.

Сморчок

Сморчок, сморчок, От рожденья старичок. Вырос на опушке. Шапка на макушке. Дунул ветер … и сморчок Повалился на бочок, Весь в морщинах – Старичина!

Сыроежки

И в лесу и на лужайках Сыроежки в ярких майках Всех спешат очаровать. «Почему бы не сорвать?»

Грибной дождь

-Говорят, что дождь грибной, Разве так бывает? Вместо капелек грибы, Что ли выпадают? — Вот и нет, совсем не так! Это дождь обычный, Но зато после него Рост грибов отличный!

Шла лисица

Шла лисица вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: Пять опят и пять лисичек. Для лисят и для лисичек.

В лесу

Сто грибов в лесу найдем, Обойдем полянку. В кузовок мы не возьмем Бледную поганку. Мы обшарим все дубы, Елки и осинки И хорошие грибы Соберем в корзинки.

Вернуться в раздел детские стихи.

Вариант №2

Среди съедобных лесных грибов опята пользуются популярностью по нескольким причинам. Они имеют особенность произрастать небольшими, но дружными группами, поэтому любители грибной поры с удовольствием отправляются в лес именно за ними

Кроме этого, их вкусовые качества привлекают внимание практически всех, кто хотя бы раз попробовал опята

Видовое разнообразие опят связано напрямую и с теми местами, где они нашли себе удобное место для произрастания, и с внешними характеристиками грибов.

Опята – невысокие грибы с тонкой, но плотной ножкой. Шляпка этого растения меняется с момента его появления до зрелого состояния. Для молодого гриба характерна шершавая поверхность с внешней стороны и ровные пластинки с внутренней. При этом немолодой опенок имеет шляпку, похожую на зонтик с гладкой поверхностью. У некоторых видов грибов на ножке под ней красуется юбочка в виде кольца. Цветовая характеристика опят не скудная. Они могут быть светло-коричневого или темно-коричневого цветов с желтым или красным оттенками.

Опенок настоящий, имеющий еще одно название – осенний, является съедобным. Предпочитает в одиночку или большой семьей поваленные деревья (дуб, тополь или тутовое дерево) или пни в качестве места для существования, а также некоторые растения. Отличие этого вида состоит длине ножке, которая достигает 10 сантиметров, толщине, достигающей двух сантиметров.

Луговой опенок интересен тем, что меняет цвет шляпки с желтого до коричневого. Кроме этого, пластинка под ней не частая, светлого оттенка. Однако это изменение происходит лишь со сменой погоды – с теплой к прохладной. Их легко отличить и по расположению на дачах, опушках леса, так как произрастают в виде дуги.

Тополя, лиственные деревья, которые существуют в природе много лет, для зимних опят являются идеальным местом. Они могут легко переносить и снежный покров, который накрывает их в конце зимы.

Отличительный признак обыкновенного чесночного опенка – это знакомый всем терпкий запах чеснока. Благодаря ему грибы часто используются в пищевой промышленности.

Коричневая шляпка летнего опенка становится прозрачного цвета, если в этом месте прошел дождь. По этому признаку можно судить, какой вид перед грибником. Гнилая древесина лучший участок для целых колоний грибов.

Каждая прогулка по лесу может порадовать любителя собирать грибы одним из этих видов опят. Однако не является находкой опята, у которых шляпка имеет насыщенные цвета – красный или оранжевый. Также, если их поверхность липкая и гладкая. Отсутствие аромата, характерного для съедобных грибов, а также юбочки под чешуйчатой шляпкой – признак того, что такие опята нужно обойти стороной.

Практически каждый вид опят выбирает место для существования на древесине, поддавшейся гниению, любом старом дереве, будь это ива, береза, осина, или сосна или пихта. Они выбирают отмершую поверхность. Однако, если речь идет о луговых опятах, то дорожные обочины и даже сады – это подходящие для них участки с большим открытым пространством. Повышенная влажность лесных массивов, сырая погода – условия, необходимые для большинства видов опят.

2, 3, 5 класс окружающий мир по биологии

Белый гриб — описание для детей

Рассказать ребенку о грибах, как о самых уникальных обитателях природного мира – долг каждого родителя. Хотя бы для того, чтобы предостеречь кроху от смертельной опасности. Ведь многие детки уже в дошкольном возрасте знают, что у грибочка есть шляпка и ножка, их можно собирать в лесу вместе с мамой и папой. Но далеко не все малыши знают, что класть в корзинку можно не всех представителей грибного царства, поскольку некоторые из них могут оказаться чрезвычайно опасными для здоровья, а порой и жизни человека.

Что нужно знать ребенку?

Ребенок должен четко уяснить, что ядовитые грибы не просто нельзя употреблять в пищу, но и даже в руки брать опасно. А чтобы предупредить подобную ситуацию, следует рассказать малышу, как выглядят и где растут «хорошие» грибочки. А начать свое повествование лучше с краткого описания самого вкусного и полезного – белого гриба.

Белый гриб для детей

На пригорке у дорожки

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб — большой и важный.

Такой замечательный стишок можно разучить, начиная свое знакомство с наиболее ценным из всех съедобных грибов – боровиком, или как его еще величают, белым грибом.

Он по праву считается королем грибного царства и мечтой любого грибника. Внешне боровик отличается от своих собратьев: у него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка. Почему же тогда он называется белым? В недоумении могут спросить малыши. А потому, что если боровичка надломить – внутри он окажется белоснежным. Удостовериться в сказанном и лучше запомнить внешнее описание белого гриба, детям помогут заранее приготовленные для них картинки.

Конечно, окраска шляпки может меняться, в зависимости от возраста гриба и места его обитания, но это уже тонкости, которые пригодятся малышам постарше, собирающимся на свою первую «грибную охоту».

Бывают белые грибы большие и маленькие. Насколько большим вырастет грибочек, будет зависеть от погодных условий. К примеру, если отправится в лес после сильного дождя, наверняка, удастся насобирать больших боровичков. В жару и зной, увы, на богатую добычу рассчитывать не приходится.

Ложный белый гриб

Составляя краткое описание белого гриба для детей, нужно упомянуть о ложном белом грибе, который внешне очень похож на своего благородного собрата. Чтоб отличить желчный (ложный) гриб от белого, нужно знать следующие отличия. Несъедобный желчный гриб на изломе розовеет, в то время как белый не меняет свой цвет. На ножке желчного гриба можно разглядеть темный сетчатый рисунок, а цвет нижней поверхности шляпки у него грязноватый. Наглядно продемонстрировать, чем отличается белый гриб от желчного, можно с помощью специальных картинок для детей.

Рассказ 2. Почему грибы так называются? Откуда произошли их названия?

Имена грибов очень интересны. Не просто так эти имена придумали. О многом могут нам эти слова рассказать. Рассмотрите с ребенком разные грибы на картинках  и догадайтесь, почему они так называются.

Не говорите ребенку сразу же правильный ответ! Важнее не узнать «как правильно»  и запомнить это, а научиться думать, сравнивать, догадываться, рассуждать, воображать. Поэтому сначала порассуждайте, и только потом расскажите, откуда на самом деле произошло название гриба.

  • Например, всем известен гриб подберезовик. Достаточно вслушаться в это слово, чтобы понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы.
  • А где надо искать подосиновик? Под каким деревом? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он «подосиновик». Называю еще это гриб так: «Красноголовик» — догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто «красная голова» — вот и назвали — «красноголовик». И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета!
  • Почем так назвали гриб — рыжик? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково — «рыжик». А кого еще называют «рыжиком»? (лисенка, рыжую собачку, котенка рыжего цвета)
  • Гриб — дождевик особый, без шляпки и без ножки. Если на него наступить — то кожура лопнет, и пойдет темный дымок. Поэтому еще называют этот гриб «дедушкин дымок».
  • Грузди растут всегда дружно, рядышком  — как «груда». Что такое груда? Это означает, что грибы растут очень — очень близко друг к другу  большой семьей. Их всегда много рядышком. Попробуйте сделать с ребенком груду из камней или вещей. Потом разложите вещи далеко друг от друга — это уже не груда. И снова сделайте груду. Вот так и грузди растут рядом — грудой. Даже слово такое есть в русском языке «сгрудились», то есть очень -очень близко друг к другу встали. Грузди любят смешанный лес и березки.
  • А это что за странное имя — «опята«. От чего оно произошло? От слова «пень», «около пня». Любят расти опята на пнях и на засохших поваленных деревьях.  Вот какой храбрый опёнок вырос в лесной сказке Эдуарда Шима!

Э. Шим «Храбрый опенок»

Спросите ребенка, а он кланяется тем грибам, которых находит в лесу? Благодарит ли лес за его дары — грибы и ягоды?

Каждый раз, когда мы идем в лес, мы его приветствуем и всегда благодарим за все наши находки! Это культура отношения к природе, которая закладывается с первых лет жизни. И каким вырастет ребенок — будет ли он воспринимать лес как что-то дикое и незнакомое  и поэтому станет засорять и губить его или будет воспринимать лес как друга  и помощника — зависит в том числе и от этой культуры. Сказки про грибы в том числе воспитывают уважение к природе, понимание ее и восхищение ей!

А теперь продолжим узнавать секреты названий грибов и догадываться, откуда они произошли.

Масленка так назвали из-за его масляной шапочки. Шляпка у маслёнка как будто смазана маслом и блестит на солнце.

Боровика так назвали от слова «бор»,  потому что он растет в сосновом и еловом бору. А белыми эти грибы называют, потому что мякоть  их белая и не темнеет при варке и сушке, остается всегда белой. Скорее всего, ребенок не догадается, т.к. никогда не варил грибы. Поэтому если будете их варить — покажите ему мякоть белого гриба. Или покажите сушеные белые грибы, чтобы он убедился, что это действительно так.

Лисички свои ярко — оранжевым цветом напоминают лису, поэтому так и называются. И шляпка, и ножка у них ярко — рыжая. А растут они всегда дружными семейками.Моховики растут среди мягкого мха. Торчат из мха их шапочки, хорошо видны, легко собирать. Даже поговорка такая есть: «Всяк моховик жить во мху привык».

Сыроежки — грибы с разноцветными шляпками. Так их назвали, потому что их не надо варить для засолки. У сыроежек шляпки разного цвета — красные, лиловые, желтовато- бурые в зависимости от условий, где рос гриб. Поэтому их еще называли «горянки» (от слова «гореть») и даже .. говорушки! А вот почему их называли «говорушки» можно только догадываться!

Волнушки так называются потому что на шляпке у них волнистые круги. Наверное, Вы так подумали? Может быть, это и правда. Но согласно этимологическому словарю, причина такого названия гриба совсем другая! Название гриба действительно произошло от слова «волна». Только в древности это слово означало — «шерсть». У волнушек ворсистая как будто немного шерстяная шляпка. Вот и назвали эту шляпку «шерстяной», а гриб —  «волнушкой».

Игра 4. Речевая игра «Большие и маленькие»

Скажите ребенку, что Вы будете говорить, как называется большой предмет. А ему нужно догадаться, как называется такой же маленький предмет.

Большой лес, а маленький — …? (лесок, лесочек).

Большой гриб, а маленький — …? (грибочек, грибок).

Большая шляпа, а у грибов маленькая … ? (шляпка).

Большая нога, а у грибов маленькая … ? (ножка).

Большая корзина, а маленькая…? (корзинка)

Большой пень, а маленький…? (пенёк)

Большая поляна, а маленькая… ? (полянка)

Большой боровик, а маленький …? (боровичок)

Большой лист, а маленький…? (листок, листочек)

Большой кузов, а маленький … ? (кузовок, кузовочек)

Заключение

Поиск грибов – это не просто хобби, а целая наука. Грибы можно собирать для себя, или на продажу. Из них можно приготовить различные блюда, так как большинство видов подходит для варки, жарки, засолки, мариновки и сушки. Это питательные и полезные ингредиенты, способные разнообразить рецептурный список.

Почти все «благоприятные» виды отличаются наличием трубчатой ткани под шляпками или пластинками. Так они получили свои названия: пластинчатые или трубчатые. Во время охоты за грибами, грибник, в первую очередь, смотрит на частоту расположения пластин, способ крепления шляпок к ножкам, окрас спор. Проверяется также наличие вольвы и колец, которые являются следствием созревания.

На срезе почти все виды приобретают другой цвет. Чтобы, случайно, не сорвать несъедобный гриб рекомендуется знать, какой цвет приобретает мякоть на срезе у того или иного гриба. Также отличать грибы можно по ареалу, аромату, оттенкам и типам шляпок.

У нас на сайте вы познакомитесь с особенностями видов и сможете понять, как правильно идентифицировать грибы. В данном разделе приведен исчерпывающий список «хороших» грибов, которые подходят для употребления. Изучив их особенности и сходные несъедобные виды, вы сможете без проблем различать их и возможность отравления будет не актуальна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector