Правила игры в шахматы за 5 минут

Как заинтересовать малыша игрой

Чтобы малыш начал играть в шахматы, он, прежде всего, должен захотеть это сделать. Пробуждением интереса служит игра взрослых между собой, бережное отношение к шахматной доске и фигурам, также обязательно хорошее настроение во время самой игры.

Эффективные способы, как заинтересовать игрой в шахматы:

  • Парадоксальный совет — не давать играть, пока ребёнок не захочет сам. Для пробуждения интереса нужно устраивать турниры между взрослыми. Также родитель может играть сам с собой, переходя каждый раз на разные стороны доски, чтобы передвинуть фигуры. Когда ребёнок начнёт просить поиграть, ему нужно отказать. Объяснить, что он пока не умеет и в тоже время сказать, что сейчас идёт очень интересная партия, когда нужно взять самого короля в плен. После таких слов и взрослой заинтересованности игрой, у ребёнка обязательно должно возникнуть желание поиграть в такую интересную игру.
  • В первое время дать ребёнку внимательно рассмотреть и потрогать фигурки. Сказать название каждой и попробовать расставить их на шахматной доске, показывая место каждой.
  • Сообщать информацию про каждую шахматную фигуру в виде увлекательной истории, объяснить значение в игре.
  • Познакомить с логикой игры в игровой форме: поле — место сражения двух армий: белой и чёрной, цель — защитить короля и уничтожить как можно больше противников.
  • Показать мультики, где есть шахматы. Они не только обучают, но и вызывают желание поиграть с реальными шахматными фигурами.
  • Полезным будет посетить шахматную секцию. Ребёнок увидит, что в шахматы играют такие же дети, как и он, а также более старшие.
  • Во время знакомства с фигурами и правилами, а также в процессе игры нельзя ругать малыша. Только хвалить. Повышение голоса, расстроенное лицо и комментарии о способностях ребёнка, могут надолго отбить охоту играть в шахматы.

Знакомство с шахматами — процесс, которому нужно уделять время ежедневно. В первые дни, при обучении с нуля, достаточно по 10-15 мин, а дальше нужно постепенно увеличивать продолжительность. Малышам до 4-5 лет будет достаточно полчаса в день, а более взрослым детям от 1 до 1,5 часов.

Как заинтересовать ребенка шахматами

Не уверен, что существует единая методика, позволяющая увлекать детей шахматами. Мы в своей практике подглядываем и перенимаем интересные идеи из смежных дисциплин. Так, например, вручаем поощрительные призы за успешное обучение, стараемся не перегнуть палку и не форсировать выполнение спортивных разрядов, аккуратно приучаем к домашней самостоятельной работе с книгами. Однако ключевой, на мой взгляд, все же является фигура тренера. Моя стратегия в этом вопросе – быть абсолютно честным с учениками и верить, что они самые талантливые на свете.

Ловлю себя на том, что часто повторяю на тренировках: «Моя главная задача не в том, чтобы вы стали суперпрофессионалами в шахматах, а в том, чтобы вы стали порядочными и сильными людьми». Тьфу-тьфу через левое плечо, пока получается.

Свежие новости

  • В Украине новый законопроект об ответственности за «пропаганду гомосексуализма»

  • Нобелевская премия 2020 пройдет в новом формате

  • 20 проєктів “зелених міст” за 20 днів: як пройшов фестиваль ARCHIKIDZ! 

  • В Украине появилось новое министерство

  • Черногория запретила украинцам въезжать в страну на авто

    Новости на главной

Шахматист-ботан – образ, который в общественном мнении придумали и эксплуатируют для оправдания собственной некомпетентности. Что-то вроде: «Да он умнее меня, но посмотрите, он же ботан!». Это все изжитые стереотипы. Шахматы – это модно и полезно.

Конечно, интеллектуальное развитие не возможно без физического, многие ребята кроме шахмат посещают прочие кружки: плаванье, борьба и т.д. Мы же регулярно проводим выездные шахматные лагеря, на которых водим детей в мини-походы, проводим подвижные игры. Плюс рядом с нашим клубом спортивная площадка – в теплое время вывожу парней на турники/брусья, сам с детства люблю это дело (хотя и шахматист). Ну и разностороннее воспитание, в моем понимании, невозможно без чтения. Стараюсь не только советовать, что почитать, но и даю любимые книги из своей библиотеки.

Когда нужно начинать играть в шахматы

Начинать играть в шахматы никогда не поздно и никогда не рано. Конечно, современные элитные игроки начинали свой творческий путь в 5-6 лет. Один из моих самых успешных учеников, чемпион мира до 18 лет Александр Бортник начал играть в 3 года. Но, известны случаи, когда ребенок только к 9-10 годам заинтересовался шахматами по-настоящему (например, действующий чемпион мира Магнус Карлсен) и потом всех обогнал.

Если же мы исходим из того, что хотим просто развить с помощью шахмат свои способности – смело шагайте в шахматный клуб, не заглядывая в свидетельство о рождении/паспорт/пенсионное удостоверение. На шахматных турнирах часто можно увидеть бойцов 90+, может, в этом рецепт долголетия.

Выбираем учебник по шахматам

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска… Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находиться не рекомендуется.

Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие издания. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д.

Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина.

Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких — двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски — тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашом, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали — цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3- 4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком — детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся…

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость

А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Как научить ребёнка играть в шахматы с нуля

Психологи рекомендуют первое знакомство с шахматами начинать в игровой форме, несмотря на то, сколько лет вашему ребёнку. Это может быть сказка, мультик, придуманная вами история, использование предметов, которые будут заменять шахматные фигуры. Главное заинтересовать ребёнка. Кроме того, существуют книги, которые направлены именно на обучение детей, с учётом возрастных особенностей и определённых интеллектуальных навыков ребёнка.
Начните знакомство с шахматами с игрового поля, рассмотрите с малышом, что оно из себя представляет. Если ваш карапуз не обращает внимания на доску, но заинтересовался шахматными фигурами, возможно, ещё рано, учить его играть, но не противьтесь его знакомству с шахматами.
Первыми фигурами, с которыми познакомится малыш, станут пешки, их больше всего и они своим размером отличаются от других шахмат на доске, являются самыми маленькими. Пусть в первых играх участвуют исключительно эти фигуры, остальные будут только путать малыша и усложнять игровой процесс

Помните, процесс обучения должен быть постепенным.
Конечно, на первых играх вы будете поддаваться ребёнку, но не стоит это делать явным образом, важно, чтоб малыш даже не догадывался, что его победа была достигнута нечестным путём. Но не стоит сильно поддаваться и делать это часто

Специалисты советуют использовать такой приём только на первых порах, ведь ребёнок должен научиться играть полноценно.
Когда ребёнок научится играть, используя только пешки, пора познакомится с ладьями. Вводим и их в игровой процесс.
Так постепенно на вашей шахматной доске будут появляться новые фигуры, не забывайте объяснять малышу, как они ходят, и помогайте выучить их название, во время игры регулярно произносите их вслух.
Когда на вашем поле появились короли, а их лучше добавлять последними, можно начать играть полноценно, используя основные правила игры.
Объясните малышу, что король является самой главной фигурой на игровом поле. Важно, чтоб ребёнок понял, что его необходимо охранять с разных сторон, ведь, если его побьют, то наступит конец игры.
Расскажите малышу, что такое шах, покажите это на примере. Объясните, что в такой ситуации короля ещё можно спасти и это только угроза.
Познакомьте ребёнка на наглядном примере с матом, объясните, что это конец игры. Расскажите, что мат происходит только с фигурой короля, когда его некому защитить и нет возможности переместиться на более безопасное место.
Не ленитесь каждый раз, начиная новую игру, повторять, как называются фигуры, расположенные на поле и как они должны ходить. Поначалу ребёнку будет сложно удерживать это всё в своей голове, но со временем он освоится и будет правильно играть. Дальше игровой процесс можно будет усложнять, знакомя ребёнка с особыми комбинациями.
Главное, чтоб человек, который обучает ребёнка, не стремился вырастить из него чемпиона всех поединков, а просто прививал любовь к этой игре.

Правила игры

Чтобы научить ребенка играть в шахматы с нуля, нужно приучить ребёнка к правилам игры. Объяснить, что их нарушать нельзя. При обучении желательно соблюдать последовательность в ознакомлении с игрой. Родитель сам должен уметь играть и не быть ноль по знаниям в шахматах.

Сначала рассказать про доску:

  • На ней 64 чёрные и белые клеточки.
  • Её кладут так, чтобы чёрный квадрат располагался в левом нижнем углу относительно игрока.
  • На ней есть нумерация — от 1 до 8 и расположена она горизонтально, а буквы — от a до h по вертикали.

Далее рассказать про шахматные фигуры:

  • У каждого противника войско состоит из 16 фигур, 8 из которых простые солдаты, или пешки.
  • Фигуры двигаются по доске и убивают противника, занимая его место.

Дать определение каждой шахматной фигуре и рассказать как она может ходить:

  • Пешка — солдат. Пешек много, поэтому они маленькие. Ходит на шаг вперёд, но в самом начале может продвинуться на две клетки. Убивает только по диагонали и только впереди неё стоящие фигуры. Если пешка дойдёт до противоположного края доски, то превращается в любую фигуру.
  • Ладья, или тура. Фигура, которая стоит с краю второго ряда. Ходит только по прямой в двух направлениях — горизонтали и вертикали.
  • Конь. Стоит следующим после ладьи. Ходит буквой «Г» — на две клетки вперёд и на одну вбок. Может перепрыгивать через свои и фигуры противника.
  • Слон, или офицер. Передвигается только по диагонали — один слон по чёрным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь, или королева. Самая сильная шахматная фигура. Стоит на кубике шахматной доски, цвет которого соответствует её цвету. Ходит во всех направлениях — по диагонали или прямо, вперёд и назад.
  • Король. Самая главная фигура. Ходит во все направления, как Ферзь, но только на одну клетку. Короля нельзя съесть, только окружить, лишить ходов и, таким образом поставить мат.

Малыш должен угадать чего не хватает. Также хорошо помогают видеоролики с шахматными фигурами в качестве главных персонажей.

Показываем, как ходят шахматы

  • Пешка — фигура маленькая, но очень храбрая. За один ход она может продвинуться только на одно поле, но каждый раз это будет движение вперед — этот рядовой не отступает ни при каких обстоятельствах. Для самого первого шага в партии каждая пешка имеет право пройти сразу две клетки. Встретив противника, рубит его на одно поле наискосок. Но самая интересная особенность в том, что всем отличившимся солдатам полагается повышение. Если пешка сумеет дойти до противоположного края доски, до самых вражеских рядов, она превращается в любую другую фигуру своего цвета. Игрок-главнокомандующий может обменять ее на потерянного ранее коня, ладью, слона или ферзя.
  • Основательная ладья передвигается только по прямой, но в любом из направлений. Дальность ее шага ограничивается лишь доской и расстановкой фигур. Лучше не стоять на ее пути без серьезной защиты.
  • Конь тоже способен ходить в любую сторону, вот только движения его более замысловаты. Каждый раз он сперва преодолевает три клетки в одном направлении, а потом перепрыгивает еще на одну вбок. Получается подобие буквы «Г». В сказках рыцари с легкостью перелетают через высокие стены на своих верных скакунах. Вот и шахматные кони тоже способны преодолевать любые препятствия. Это единственная фигура, которая может перескакивать через соперников и соратников. Даже если вражеский король возведет вокруг себя частокол из своих подданных, это не спасет его от прыткого коня.
  • Слоны ходят всегда по диагонали. Из-за этого получилось так, что один из пары в команде всегда путешествует только по черным клеткам, а второй — только по белым. Шахматный слон в разы проворней своего звериного тезки. Его бег ограничен только размером доски и фигурами, стоящими на пути.
  • Ферзя можно назвать всемогущим. Он одновременно умеет ходить и как ладья, и как слон. Все диагонали и прямые находятся под его неусыпным контролем.
  • Король — особа царственная, он может все, но не привык себя утруждать. Эта фигура ходит в любом направлении, но только на одну клетку.

Право первого хода в шахматах всегда за белыми фигурами. После этого игроки соблюдают очередность — до тех пор, пока кто-то не объявит мат.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное — сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто «поиграть» с ними

Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать

Малышу постарше скажите, что шахматная доска — это поле боя, а фигуры — войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки — это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король — самая главная фигура, а ферзь — самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию

Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько — пусть малыш «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что «шах» в переводе с персидского — угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово «мат» в переводе с арабского означает — смерть. Мат — это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: «Видишь, королю шах, а защититься нечем».

Объясните, что «ничья» в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и «едят» пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и «ест» по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознаграждено!

Дома или в клубе?

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет, впрочем, можно попробовать и после 2-х.

Есть ли смысл отдавать кроху сразу в шахматный клуб?

В столичные шахматные клубы и секции принимают малышей с 4-х, реже — с 2-х лет. Летом они обычно уходят на каникулы, а с сентября приглашают дошколят на занятия. По желанию родителей можно учиться 1 или 2 раза в неделю, группы — около 10 человек, для совсем маленьких — еще меньше. Урок длится 40-50 минут. Плату можно вносить за каждый визит (200-270 рублей) или сразу за месяц (от 500 рублей). Многие предлагают посетить пробное занятие бесплатно.

В шахматных клубах, где занимаются и взрослые, обучение обычно ориентировано на турниры и результаты. Впрочем, на малышей моложе 5-6 лет там вряд ли будут тратить время: хлопотно.

Детские: развивающие центры охотно поиграют в шахматы с двухлетками, не обещая вырастить чемпиона. В зависимости от уровня знаний игры, крохе предлагается посетить или общеразвивающее занятие, часть которого посвящена изучению древней игры, или целиком шахматный урок.

В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина. В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки — нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят.

Так отдавать или нет малыша учиться к преподавателю? Все будет зависеть от ребенка и ваших возможностей, но многие родители на собственном опыте знают, что удобнее сначала позаниматься с ребенком дома, а ребенка постарше, уже знающего правила, отвести на занятия в клубе.

Итак, начнем освоение шахматной премудрости с домашних занятий. Если вы вдруг не отличаете ферзя от пешки — это не беда! Учиться вместе всегда увлекательней!

Играйте на турнирах

Шахматные турниры — лучший способ не заскучать от занятий. Уже после пары месяцев занятий ребенок может попробовать свои силы в турнире. Кроме профессиональных турниров, рассчитанных больше на опытных игроков, существуют турниры-фестивали, больше похожие на праздник шахмат, с них и стоит начать. В Москве есть места, где ребенок не только сразится за черных или белых, но и получит массу позитива от общения и процесса — вот некоторые из них.

Русская шахматная школа проводит турниры для всех уровней и всех возрастов. Здесь даже есть Baby Chess лига для малышей от 3 до 7 лет. И вы можете вместе с ребенком сыграть в одной команде в семейном турнире. Детей еще и развлекают — конфетное лото, лотереи, анимация с любимыми детскими персонажами в перерывах между партиями, сладкие призы и дипломы всем участникам независимо от результата, а победители получают заветные кубки и медали, которые гордые родители будут еще долго показывать друзьям.

Педагогический шахматный союз любит устраивать турниры в необычных местах — на Московском ипподроме или на вершине Останкинской башни, чтобы было интересно и детям, и родителям. Можно играть начиная с 5-6 лет и до 18. Отсюда ваш ребенок не уйдет без памятного подарка — шахматного шарфа или кружки шахматиста, а победители кроме кубков часто получают нетривиальные призы — мой сын, например, однажды выиграл полугодовой запас минеральной воды, который доставили прямо нам домой.

Правила обучения

Смотрите обучающие видео и программы, играйте на компьютере или смартфоне, читайте соответствующие книги

В процессе обращайте внимание, какими способностями обладает кроха. И уже на основании этого составьте приблизительный план обучения

Первые занятия должны быть непродолжительными и составлять до десяти минут. Иначе ребенок переутомится, а игра наскучит крохе. Используйте игровую форму занятий и знакомьтесь с правилами постепенно. Постепенно увеличивайте продолжительность занятий до 30-60 минут в день. В школьном возрасте можно уже играть и по два часа. Но как только видите, что ребенок заскучал или устал, прекращайте игру.

Не ругайте ребенка, если у того что-то не получается. Спокойно объясняйте ошибку и обязательно хвалите. Отмечайте, что в этот раз он играл лучше, чем в предыдущем. Не заставляйте заниматься насильно, иначе это отобьет любовь к шахматам.

Не давите на результат и не ругайтесь, если малыш проиграл. Наоборот, поддержите и похвалите ребенка. Выявите ошибки и причины проигрыша

Важно сформировать правильное отношение к проигрышам, иначе это отрицательно скажется на детской психике

Процесс обучения в игровой форме

Ребёнка нужно сразу приучать играть на стандартной шахматной доске. Не стоит использовать сувенирную с небольшим размером. Шахматные фигурки могут быть резными и изображать воинов и других персонажей.

Рекомендации как научить ребенка шахматам сразу после изучения названий фигур и правил, в соответствии с которыми они ходят:

  • Начать с пешек. Расставить их на позиции и в первое время играть только ими. Предложить малышу сделать ход каждой фигурой и попробовать «съесть» соперника. Если ребёнок делает ошибки, то не ругать, а сделать своеобразное землетрясение — потрясти доску. Такой подход добавит элемент игры, обязательно понравится и не создаст напряжение из-за совершённой ошибки.
  • Постепенно добавлять в игру новые фигуры. В процессе придумывать им роль в битве, которая станет разыгрывается на шахматной доске. Постараться для изучения каждой новой шахматной фигуры выделить одно занятие. При необходимости закрепить полученные знания на следующий день.

После освоения основных ходов стоит начать обучать ребенка основным принципам шахматной партии:

  • король должен быть всегда защищён от фигур противника;
  • слабые фигуры лучше располагать в центре доски;
  • отдавать свою фигуру на «съедение» желательно только для последующего более выгодного хода;
  • стараться играть всеми фигурами, так как у каждого своя роль и выиграть партию эффективнее, используя их в взаимосвязи;
  • осознание ценности каждой из фигур, когда роль коня более сильнее, чем у пешки;
  • объяснить, что у противника малыш должен убрать с шахматной доски ферзя или другие сильные фигуры.

Как научить ребенка игре в шахматы, чтобы он учился выигрывать — нужно объяснить базовые ходы:

  • Рокировка. Важный ход, который спасает в сложной ситуации. Происходит между королём и ладьёй. Они должны располагаться на одной линии и поменяться местами. Ладья становится в центр линии для защиты, а король смещается в бок, спасаясь от ходов противника. Рокировку проводят один раз за паритию, причём, это может сделать каждый из игроков.
  • Взятие на проходе. Происходит между двумя пешками в начале игры. Если противник сделал ход через клетку и оказался на одной линии с пешкой соперника, то она может быть «съедена». Причём та пешка, которая её «съела» встаёт не на её место, а на клетку выше.

Стоит помнить, что шахматы — это игра, требующая усиленной умственной работы и ребёнок может быстро устать и переутомиться, особенно, когда обучение идёт с самого нуля. Пусть в начале игра не превышает 15-30 минут.

Для детей 10 лет и старше есть программы на компьютере, которые созданы с постепенным усложнением игры. В них можно задать вопрос виртуальному помощнику для получения развёрнутого ответа.

Оригинал статьи: https://ilady.ru/deti/484-kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shakhmaty.html

С какого возраста начинать

Польза игры в шахматы неоценима и для детей, и для взрослых. Как показывает практика, уже в три-четыре года ребенок может освоить шахматные правила. Но учитывайте, что крохе в таком возрасте слишком трудно долго концентрироваться на подобном процессе. Поэтому занятия не должны быть продолжительными. Многие эксперты советуют начать обучение в четыре-пять лет.

Не спешите сразу вести кроху в шахматную школу. Во многих подобных заведениях дети ведут себя слишком шумно и активно, внутри стоит хаос и гул. Тренер в таких клубах не сможет заниматься с каждым персонально. Ребенок может не понять правила и, что от него требуется, может испугаться. Первые проигрыши, стресс, новые люди и обстановка, неразбериха и суматоха напрочь отобьют интерес к шахматам и желание играть.

Поэтому начать обучение лучше дома, в привычной и комфортной обстановке. Когда уже кроха освоит азы игры, можно обратиться к тренеру или отдать малыша в шахматный кружок. А привить любовь к игре в шахматы должны родители. Объясните начальные правила. Но делайте это деликатно и терпеливо, без давления.

Подберите для ребенка удобный инвентарь. Доска не должна быть слишком большой или маленькой, магнитной или пластиковой. Выбирайте классическую деревянную доску 40х40. Здесь фигуры и детали будут в поле зрения ребенка. Фигурки должны хорошо отличаться друг от друга, чтобы малыш понял ценность каждой и смог отличить нужную. Они должны быть комфортными и не выскальзывать из рук.

Как научить ребенка играть в шахматы

Чтобы увлечь ребенка, расскажите, что это древняя игра, где есть два войска. И они сражаются друг с другом. Детки любят таинственное и загадочное. Расскажите о фигурах, придумайте о каждой занимательную историю или легенду. Красочно оформленные и красивые фигурки обязательно заинтересуют малыша.

Объясните, что шахматная доска разделена на клетки, и каждая клетка — один шаг

Важно донести до малыша, что игра должна быть честной, что здесь важно строго соблюдать правила

Не рассказывайте сразу о всех фигурах, действуйте постепенно. Выучите название, место расстановки и правила хода. Лучше начинать с пешек. Причем сначала можно играть только пешками. Сыграйте несколько партий и закрепите навык, а уже затем добавьте новую фигуру и так далее.

Чтобы развить навыки игры, у малыша постоянно должен быть партнер. Не отказывайте крохе, если тот просит поиграть с ним. Когда он освоит правила и принципы игры, ближе к школе запишитесь в шахматный кружок или обратитесь к персональному тренеру. В любом случае, если вы планируете дальнейший рост, без профессионального обучения не обойтись.

Чтобы заинтересовать малыша, если тот совсем не хочет играть, психологи советуют использовать интересный прием. Просто не давайте ему играть. Запретный плод сладок, и каждый малыш захочет сделать то, что запрещено. Показывайте, как интересно играть в шахматы, но не давайте ему рассмотреть и потрогать фигурки, принять участие в игре. Тогда кроха обязательно скажет, что тоже хочет играть.

Кстати, такой прием работает со многими сферами. Если малыш не хочет играть на музыкальном инструменте или даже кушать. Скажите, что сейчас нельзя кушать овощи. И вот увидите, как кроха начнет уплетать блюдо, когда еще пару минут назад отказывался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector