Игры на командообразование
Содержание:
- DOTA 2
- Игры для налаживания отношений
- Игра Джуманджи
- Задачи тренингов на сплочение коллектива
- Игры на сплочение для 3 класса
- War Thunder
- Игры на внимательность/ развивающие игры
- Сложные задания на объединение коллектива
- Особенности формирования детского коллектива в начальной школе
- Моделирующий тренинг — игра «Кинофестиваль»
- Игры на сплочение коллектива для 2 класса
- Игры на сплочение детей 4 класса
- ÐеÑеÑÑгивание канаÑа
DOTA 2
Самая известная MOBA (многопользовательская боевая арена) за всю историю игровой индустрии с крупными киберспортивными турнирами. Игра популярна во всем мире, по ней проводятся множество чемпионатов, любительских турниров и дружеских сходок — миллионы игроков собирают команды по пять человек и тренеруются, чтобы превзойти соперников. The International, главный мировой ивент, в 2020 году заявил сумму призовых в 40 млн. долларов.
Стратегическая часть игры сбалансировна до мелочей, а экшен во время битв заставляет затаить дыхание. Победа зависит от стратегии команды и действий каждого игрока, так как игра не прощает ошибок, а противники с удовольствием ими воспользуются.
Тем не менее, Dota 2 нравится не только профессиональным киберспортсменам. Игра распространяется бесплатно и каждый желающий может ее опробовать.
Играть
Игры для налаживания отношений
9. Пазловый бартер
Время: 1-2 часаКоличество участников: четыре небольшие группы или болееИнвентарь: по одному пазлу для каждой группыПравила: попросите участников разбиться на небольшие группы с равным числом игроков. Дайте каждой группе по одному пазлу одинаковой сложности. Цель в том, чтобы собрать пазл быстрее остальных групп. Но! Часть кусочков каждого пазла находится у другой группы. И каждая группа должна решить, как их получить — переговорами, торговлей, обменом членами команды и т. п. Что бы ни решили участники, решение должно приниматься сообща.
Цель: эта игра тренирует умение решать задачи и навыки лидерства
Некоторые игроки более активны, другие остаются в стороне, но важно помнить, что каждое решение группы нужно согласовать со всеми ее участниками
10. Верю — не верю
Время: 10-15 минутКоличество участников: пять или более человекИнвентарь: не нуженПравила: попросите участников сесть в круг лицом друг к другу. Каждый должен вспомнить три правдивых факта о себе и придумать один ложный. Ложь при этом должна выглядеть правдиво. Затем попросите по очереди рассказать три правдивых и один ложный факты в произвольном порядке, не говоря, какой из фактов неверен. После рассказа одного участника остальные должны угадать, какой из фактов — ложный.
Цель: отличная игра для налаживания контакта, особенно для недавно сформированных команд. Она помогает не делать скоропалительных выводов о коллегах и дает интровертам возможность рассказать кое-что о себе.
11. Рисование вслепую
Время: 10-15 минутКоличество участников: два или болееИнвентарь: картинка, ручка и бумагаПравила: разбейте участников на группы по два человека. Рассадите группы так, чтобы их участники сидели спиной друг к другу. Дайте одному члену группы ручку и бумагу, а другому — картинку. Участник, держащий картинку, должен описать ее своему напарнику, не говоря напрямую, что там изображено. Например, если на картинке изображен червяк в яблоке, не говорите: «Нарисуй яблоко с червяком». Человек с бумагой и ручкой должен нарисовать то, что, по его мнению, изображено на картинке согласно описанию напарника. Задайте время игры: 10-15 минут.
Цель: эта игра тренирует навыки общения и учит интерпретировать информацию. Когда рисунок готов, всегда интересно посмотреть, как рисующий понял описания своего напарника.
12. Что лучше?
Время: 15-20 минутКоличество участников: любоеИнвентарь: четыре или более предметовПравила: выберите четыре или более различных предметов (или одинаковых предметов, которые выглядят по-разному). Разбейте участников на группы с равным количеством человек. Придумайте ситуацию, в которой каждая группа должна решить задачу, используя только имеющиеся предметы. Это может быть что угодно — от «вы попали на необитаемый остров» до «вам нужно спасти мир от Годзиллы». Попросите, чтобы каждая группа выстроила предметы по их полезности в каждой конкретной ситуации и объяснила свой выбор.
Цель: эта игра стимулирует воображение при решении задач
Важно не придумывать слишком простые ситуации, иначе будет очевидно, какие предметы окажутся полезнее других
У вас есть в запасе деловые игры, которых нет в этом списке? Расскажите о них в комментариях!
И, конечно, прекрасный способ улучшить управление командой проекта — использовать удобный софт для совместной работы. Система управления проектами Wrike помогает командам легко обмениваться документами и новостями по проекту, координировать свои усилия и отчитываться о проделанной работе.
Игра Джуманджи
«Джуманджи» — активная игровая программа с элементами teambuilding, основная идея которой, максимально приложив усилия всей команды, победить в этой игре посредством чёткого командного взаимодействия и немалой доли удачи.
Задача – Команда, перемещаясь по игровому полю и выполняя различные задания, должна как можно быстрее и эффективнее заработать максимальное количество очков.
Цель – сформировать у участников определенную мотивацию и эмоциональный подъем, привить навыки эффективной командной работы в решении поставленных задач.
Результат – чётко отлаженная командная работа, где каждый участник знает поставленные перед ним командные задачи приводит к победе.
Программа состоит из 4-х этапов:
1. Подготовка к игре
Разминка участников перед игрой, деление на команды, создание необходимых командных атрибутов: выбор капитана, придумывание названия, девиза и создание флага команды.
В первой части тренинга предполагается провести ряд заданий с целью:
- Познакомить участников с программой;
- Предоставить участникам возможность освоиться в новой ситуации;
- Приобрести первичный опыт взаимодействия в команде (для данной программы).
2. Игра
Перед каждой командой в начале игры располагается большое стилизованное игровое поле. Каждая команда перед началом выхода на задания бросает большой кубик и своей «фишкой» перемещается на выпавшее число ходов. Каждая ячейка игрового поля означает определенное задание. По ходу движения игровой фишки, команда может попадать в различные «сложные ситуации», например: терять ход, возвращаться на несколько «ходов» назад, выполнять необычные задания и т. д. Команда должна как можно быстрее и эффективнее заработать максимальное количество очков.
3. Подведение итогов
Торжественная церемония награждения: кубки, медали, призы, фанфары и шампанское — все это ждет наших участников по завершении активных игр.
Технические характеристики программы:
- Время проведения программы – 3-4 часа
- Возрастные ограничения – нет
- Специальная физическая подготовка – не требуется
- Количество игроков в команде — 8 -15 человек
- Количество команд – до 15
Техника безопасности – инструктаж перед игрой, контроль во время игры
Описание этапов
Каждый этап направлен на приобретение и развитие навыков в определенной области:
1. Интеллектуальный и творческий этап — представляет собой набор интеллектуальных и творческих заданий.
Задания этапа направлены на:
- Отработку навыков понимания основ командного взаимодействия, эффективного использования ресурсов команды, управления командой;
- Формирование взаимодействия в команде;
- Раскрытие внутреннего потенциала участников;
- Развитие способности нестандартно подходить к решению поставленных задач.
2. Коммуникативный этап – состоит из заданий, связанных с передачей и получением информации в усложнённых условиях. Задания этапа направлены на:
- Приобретение дополнительных навыков общения в коллективе;
- Приобретение дополнительных навыков эффективной передачи информации;
- Осознание необходимости командного взаимодействия;
- Приобретение и отработку навыков принятия коллективного решения.
3. Инженерный этап – состоит из набора заданий, основанных на идее совместного строительства какого-либо инженерного сооружения, либо совместного преодоления каких-либо технических препятствий.
Задания этапа направлены на:
- Отработку навыков понимания основ командного взаимодействия, эффективного использования ресурсов команды, управления командой;
- Приобретение дополнительных навыков эффективного командного взаимодействия;
- Раскрытие творческого потенциала, нестандартного подхода к решению поставленных задач;
- Приобретение и отработку навыков руководства и подчинения коллективному решению.
Все задания во всех четырех этапах позволят участникам по-новому взглянуть друг на друга, как на команду, способную эффективно взаимодействовать в непривычных, нестандартных и сложных условиях.
Задачи тренингов на сплочение коллектива
Тренинги на сплочение проводятся в сообществах подросткового и более старшего возраста. Они, как и игры имеют определенные цели:
- Формирование неформальных, дружеских взаимоотношений между членами сообщества;
- Формирование умений работать всем вместе, не делясь на обособленные группы;
- Создание оптимального психологического и эмоционального климата в группе.
Проводить тренинги можно в разных форматах:
- В виде спортивных соревнований;
- В виде интеллектуальных игр;
- Общих творческих дел;
- Коллективных поездок.
Во время тренинга проводятся разного рода тестирования анонимного характера. В них подросткам предлагается оценить параметры эмоциональной и психологической атмосферы среди членов команды. Психолог оценивает уровень сплоченности коллектива и по наблюдениям за членами сообщества, по проявлению ими таких качеств как дружелюбие, стремление прийти на помощь, способность жертвовать своими интересами ради интересов общего дела и т.д. Проводя анализ своих наблюдений и результатов тестирования, он создает определенную картину уровня сплоченности конкретной группы детей на данном отрезке времени. Это позволяет педагогу наметить дальнейшие шаги по формированию сплоченности детей. Что ожидается в результате грамотно проводимой работы педагога?
- Оптимизация отношений между детьми в группе;
- Опыт умения действовать сообща;
- Способность находить правильный выход из конфликтных ситуаций внутри группы;
- Доброжелательное отношение друг к другу;
- Умение согласовывать свои действия с другими членами группы.
Игры на сплочение для 3 класса
Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.
Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.
Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:
- Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
- Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
- Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?
Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.
Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.
Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы». Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.
Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:
- составить слово;
- составить пример;
- составить рецепт борща и т.д.
Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.
War Thunder
Баталии Второй мировой войны в воздухе и на суше — доступно управление самолетами и танками на одном поле боя. 32 игрока в двух командах воюют за господство над территорией.
Характеристики самолетов приближены к реальным аналогам. Это создает небольшой дисбаланс, так как слабые самолеты не могут что-либо противопоставить более сильным летательным аппаратам, но и тут все зависит от решимости и умения быстро принимать решения. А для любителей исторической достоверности это только плюс.
War Thunder распространяется по схеме F2P (бесплатно), поэтому опробовать свои силы может любой желающий.
Играть
Игры на внимательность/ развивающие игры
Игра «3-13-33» (возрастная категория 12-17 лет)
Играющие образуют круг. Задача игроков: после того как вожатый назовет одно из чисел, входящих в название игр, ребята должны выполнить определенное упражнение. Например, названо число 3 – все хлопают в ладоши, 13 – приседают, 30 – маршируют на месте. Можно условиться и о любых других упражнениях.
Вожатый называет эти числа не по порядку, при этом еще и хитрит, растягивает первые слоги: «Три-и-надцать», «Три-и-идцать», «Три-и-и-и-и», и после окончания слова делает еще отмашку рукой. Сначала играют медленно, потом темп игры ускоряется. Кто ошибется и среагирует на названное число неправильно, тот делает шаг вперед и продолжает игру вне общего строя, совершит вторую ошибку – еще шаг вперед, третью – ещё.
Игра «Да, нет, черное и белое – не говорить» (возрастная категория 15-17 лет)
Вожатый зачитывает стишок:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный с белым не берите,
«Да» и «нет» не говорите.
Затем вожатый начинает беседу с одним из участников, задавая коварные вопросы, например:
— Вы, конечно, знаете, какого цвета трава? (По правилам отвечать «Да» нельзя, иначе придется отдать вожатому фант)
— Знаю, — должен ответить находчивый игрок. Но вожатый задает все новые и новые вопросы:
— А какого цвета небо? Какого цвета снег?
— Небо голубое. Снег белый. Ой, я ошибся. Про снег надо сказать: такого цвета как мел.
Вожатый старается подловить игроков, если это удаётся, забирает у игрока фант, когда фантов набирается достаточное количество, их разыгрывают, часто договариваются, не смеяться при любых вопросах и ответах. Засмеявшийся отдаёт фант.
Игра «Себе-Соседу» (возрастная категория 7-17 лет)
Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую – вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» – правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: «Себе – соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Вожатый (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
Игра «Поход» (возрастная категория 14-17 лет)
Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и предмет, который он берет с собой в поход, например: «Меня зовут Паша, я беру с собой фонарик, пожалуйста».
Всем участникам необходимо догадаться о том, что после названия предмета необходимо добавлять слово «пожалуйста». Кто догадался, того ведущий берет в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.
Игра «Радиоэфир: Первый – второму» (возрастная категория 14-17 лет)
Играющие сидят в кругу. Перед началом игры они должны рассчитаться по порядку номеров. Затем один из участников объявляет, кому посылает свое сообщение, например, «Первый-Десятому!». Десятый перехватывает инициативу и передает дальше сообщение, например, «Десятый – Седьмому». И так далее. Если кто-то из играющих ошибается, путается или обращается к номеру «соседа», т.е. «Второй», не может обратиться к «Первому» и «Третьему», ему придумывается новый позывной, и он уже с новым позывным играет, и к нему так же обращаются, например, «Первый – Золушке».
Если ошибся второй раз, то к позывному добавляют второе слово, например, «Золушка Московская».
Игра «Брито-стрижено» (возрастная категория 7-17 лет)
Вожатый напоминает детям о сказке, в которой жена назло мужу всё делала наоборот, и говорит, что игра будет в чём-то такой же: все движения ведущего игрокам нужно будет выполнять наоборот, например, если ведущий поднимает руку вверх, дети опускают свою вниз. Другой вариант: ведущий разводит руки – игроки соединяют их вместе; ведущий быстро взмахивает рукой справа налево – участники медленно ведут рукой слева направо. Игрок, который ошибся, становится ведущим.
Сложные задания на объединение коллектива
Веревочный курс
Сплочению детского коллектива будет способствовать проведение «Веревочного курса». Это серия упражнений, следующих одно за другим. Свое название методика получила потому, что преодолевать трудности ребятам предстоит всем вместе, будто связанным одной веревкой. В ходе выполнения заданий дети научатся принимать решение сообща, помогать слабым, нести ответственность полностью за всю команду. В подобных мероприятиях принимают участие группы, численность которых не превышает 12 человек. Если детей значительно больше, есть смысл разделить их на несколько команд, устроив своего рода соревнование.
Важно! Распределяя участников по командам, нужно следить, чтобы в каждой из них были сильные, энергичные ребята и игроки, не отличающиеся особой физической выносливостью, более тихие, скромные. Чтобы деление происходило «по-честному», лучше провести жеребьевку
Для организации «Веревочного курса» можно использовать задания, приведенные выше. Если команд несколько, нужно предложить каждой придумать название, девиз, выбрать капитана. Здесь пригодятся «Маршрутные листы», где будут отмечаться баллы команд, полученные на каждом этапе соревнования. За ошибки, нарушение правил при выполнении заданий присваиваются штрафные очки.
Способы деления игроков на команды
Грамотное распределение ребят по группам – особое искусство. Здесь взрослый должен проявить внимательность, чуткость, тактичность
Важно никого не обидеть либо невольно проявить симпатию к кому-либо из детей. Честная жеребьевка – залог хорошего настроения детей
Простой, эффективный метод – вытягивание жребия из закрытой емкости: непрозрачной банки, коробки с вырезом для руки, мешочка. В качестве содержимого используются разноцветные шарики, кубики, жетоны, вырезанные геометрические фигуры, карточки с определенными рисунками.
Собери пазлы
Заранее заготавливаются разрезанные на крупные части простые картинки. Пазлы складываются в специальный мешочек или коробку. Ребята вытягивают часть изображения, затем собирают рисунок, объединяясь таким образом в группы.
На ушко подопечным взрослый сообщает название животного. Видов обитателей зоопарка будет столько, сколько команд должно сформироваться по итогам распределения. В коллективе появляется несколько кошек, телят или слонят. Дети ищут сородичей, ориентируясь на движения и издаваемые звуки.
Особенности формирования детского коллектива в начальной школе
Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.
Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга
Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения
Моделирующий тренинг — игра «Кинофестиваль»
Цели и задачи
Данный тренинг позволяет в игровой форме достичь нескольких целей – сплочение коллектива, формирование горизонтальных контактов на основе творческой деятельности, развитие креативности, развитие навыков командного взаимодействия.
Разработка идеи
Участники разбиваются на несколько творческие группы. Распределение по группам происходит либо жребием, либо по заранее подготовленным спискам. Для создания сценария необходима идея фильма, основная сюжетная линия. Ее разработка может происходить разными способами:
- На основе историй из жизни участников
- Тема фильма задается крылатым выражением, пословицей и т.п.
- Тема задается корпоративно, например: Наш любимый лагерь и т.п.
- Тема фильма задается каким-нибудь известным сюжетом (фильмом, песней и т.п.)
Подготовка сценария и ролей
Творческие группы получают задание — используя полученный сюжет, снять фильм о своей детской компании. Группы должны написать сценарий, распределить роли, подготовить и проиграть сцены, сделать раскадровку. Каждая группа в сопровождении инструктора организует процесс выработки сценариев, распределения ролей. Основная задача инструктора – задать рабочий ритм группы, предложить группе использовать алгоритм решения интеллектуальных и креативных задач. Этап завершается созданием сценария и покадрового плана.
Видеосъемка и монтаж
На этом этапе киностудии реализуют свой сценарий, снимая фильм. Группе дается оператор с камерой и точка монтажа. К услугам команд различный реквизит, гример. После съемок группы приступают к компьютерному монтажу фильма. Результатом работы должен быть готовый к просмотру фильм.
Финал
Просмотр фильмов, определение победителей в различных номинациях, вручение призов и дипломов.
Сценарий
Этап Содержание Время
- Регистрация Регистрация участников Разбиение на рабочие группы. 9:55 – 10:00
- Открытие кинофестиваля Вступительное слово руководителя. 10:00 – 10:05
- Вступительное слово ведущего, изложение целей и задач игры, порядка и правил работы. 10:05 – 10:20
- Определение сюжетов Представители групп по жребию вытягивают карточки с идеями для фильмов. 10:20-10:25
- Инструктаж съемочных групп Изложение основ видеосъемки, порядка работы над фильмом. 10:25 – 10:40
- Создание сценария Разработка идеи и сценария фильма. Происходит в группах. С каждой группой работает фасилитатор. Съемочные группы, расписывают роли, составляют покадровый план фильма, репетируют сцены. 10:40 – 11:40
- Видеосъемка 11:40 – 14:00
- Перерыв 12:00 – 15:00
- Видеосъемка, продолжение Видеосъемка сюжетов фильма. Дубляж сцен. 15:00 – 16:00
- Видеомонтаж Монтаж отснятого материала, наложение титров, музыки, звука и др. 16:00 – 20:00
- Перерыв 17:00 – 20:00
- Подготовка к просмотру 20:00-20:20
- Просмотр фильмов Общий сбор групп, презентации и просмотр снятых фильмов. 20:20 – 21:00
- Подведение итогов Совещание Жюри конкурса, оглашение номинаций, вручение дипломов и призов. Закрытие фестиваля.
Игры на сплочение коллектива для 2 класса
Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:
После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.
Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.
Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.
Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.
После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было)
В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.
Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки». Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.
Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов». Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:
- ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
- мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
- девочка порвала книгу у подружки;
- ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.
После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.
Игры на сплочение детей 4 класса
Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры». Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.
Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности — такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура». Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.
Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре «Встаньте в круг». В ней потребуется проявить согласованность, чувство «плеча соседа». Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.
Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка». Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать
И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми
Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей. Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением воспитательных часов о дружбе, взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
ÐеÑеÑÑгивание канаÑа
ÐавеÑное, одним из наиболее ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑÑ ÑвеÑелиÑелÑнÑÑ ÑоÑÑÑзаний на пÑиÑоде вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÑеÑÑгивание канаÑа. ÐÑо не пÑоÑÑо ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð³Ñа, а даже ÑелÑй вид ÑпоÑÑа, ÑоÑÑÑÐ·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑодÑÑ Ð² ÑамÑÑ ÑазлиÑнÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñа.
ÐÐ»Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑÐµÐ²Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑебÑеÑÑÑ ÑоблÑдение ÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑловий:
- РкаÑеÑÑве оÑновного ÑнаÑÑда должен пÑименÑÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑнÑй и доÑÑаÑоÑно ÑиÑокий ÐºÐ°Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ Ð¾Ñ ÑеÑÑÑÐµÑ Ð´Ð¾ воÑÑми меÑÑов (в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑва ÑÑаÑÑников).
- ÐеÑед наÑалом игÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñодимо пÑовеÑиÑÑ Ð¿ÑоÑноÑÑÑ ÑоÑевноваÑелÑного ÑнаÑÑда.
- ÐоÑÑедине канаÑа должна наÑодиÑÑÑÑ Ð¾ÑмеÑка в виде ÑвеÑной полоÑÑ, Ñзла или ленÑоÑки.
- ÐодгоÑовка игÑовой плоÑадки ÑÑебÑÐµÑ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑпеÑиалÑной ÑазмеÑки, коÑоÑÐ°Ñ ÑазделÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ðµ на две ÑавнÑе ÑаÑÑи.
СоглаÑно обÑепÑинÑÑÑм пÑавилам, в пеÑеÑÑгивании Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑаÑÑвоваÑÑ Ð¿Ð¾ менÑÑей меÑе 8 Ñеловек. Ðднако иногда Ñакие ÑпоÑÑивнÑе команднÑе игÑÑ Ð¾Ð³ÑаниÑиваÑÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑим колиÑеÑÑвом ÑÑаÑÑников. Ð Ñелом же главное, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°ÑÑÐ¸Ñ ÑваÑило Ð´Ð»Ñ ÑÐ°Ð·Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° две ÑавноÑеннÑе гÑÑппÑ.
ÐÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð³Ñа ÑÑаÑÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ ÑвиÑÑÐºÑ Ð²ÐµÐ´ÑÑего, поÑле Ñего ÑÑаÑÑники ÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑеÑÑнÑÑÑ Ð¾ÑмеÑÐºÑ ÐºÐ°Ð½Ð°Ñа ÑеÑез линиÑ, оÑмеÑеннÑÑ Ð½Ð° плоÑадке. ÐбÑÑно победа пÑиÑÑждаеÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñеделенной команде поÑле ÑÑпеÑа в неÑколÑÐºÐ¸Ñ ÑаÑндаÑ.